По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 378 DOI:10.33920/nik-02-2202-07

Цифровая модернизация образования: плюсы и минусы

Хорина Галина Петровна проф. кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета, д-р филос. наук, проф., 111395, Россия, Москва, ул. Юности, д. 5, эл. адрес: galhorina@mail.ru
Гаврюшина Екатерина Дмитриевна координатор Фонда «Талант и успех», магистрант кафедры истории и регионоведения Московского гуманитарного университета, 354349, Краснодарский край, г. Сочи, Олимпийский проспект, д. 40

В статье анализируются плюсы и минусы цифровой модернизации образования, описывается опыт решения этой проблемы в Российской Федерации и Китайской Народной Республике. COVID-19 ускорил переход всех важных сфер общества на цифровые рельсы. Такие направления, как здравоохранение и образование, налоговая служба, система правоохранительных органов, торговля, перешли в онлайн, обеспечивая необходимые потребности жизнедеятельности для граждан развитых стран. В связи с этим произошли изменения на законодательном уровне, в ускоренном режиме были предложены для обсуждения важные законопроекты. Цифровизация рассматривается в статье как процесс, имеющий как позитивные, так и негативные последствия.

Литература:

1. Курпатов А. Люди, которые не вылезают из соцсетей, редко включают голову [Электронный ресурс]. — URL: https://5sfer.com/andrej-kurpatov-lyudi-kotorye-nevylezayu-iz-soczsetei-redko-vklyuchayut-golovu-video/ (дата обращения: 01.12.2021).

2. Матвиенко В. Видеоконференция с журналистами [Электронный ресурс]. — URL: https://tass.ru/ (дата обращения: 01.11.2021).

3. Послание Президента Федеральному Собранию 2018.03.01 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru›events/president/transcripts/copy/56957 (дата обращения: 01.11.2021).

4. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» от 28.07.2017 [Электронный ресурс]. — URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4P sB79I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (дата обращения: 10.11.2021).

5. Стратегия научно-технического развития» от 01.12.2016. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449(дата обращения: 07.11.2021).

6. Тест Торренса на творческие способности с интерпретацией [Электронный ресурс] . — URL: http://hug.ru›test-torrens (дата обращения: 30.12.2021).

7. Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — URL: www/Kremlin.ru (дата обращения: 01.11.2021).

8. Уроки «стресс-теста». Вузы в условиях пандемии и после нее. Аналитический доклад [Электронный ресурс]. — М., 2020. — URL: https://www.hse.ru/ data/2020/07/06/1595281277/003_Доклад.pdf (дата обращения: 09.03.2021).

1. Kurpatov A. Lyudi, kotoryye ne vylezayut iz sotssetey, redko vklyuchayut golovu [Elektronnyy resurs]. — URL: https://5sfer.com/andrej-kurpatov-lyudi-kotoryene-vylezayu-iz-soczsetei-redko-vklyuchayut-golovu-video/ (data obrashcheniya: 01.12.2021).

2. Matviyenko V. Videokonferentsiya s zhurnalistami [Elektronnyy resurs]. — URL: https://tass.ru/ (data obrashcheniya: 01.11.2021).

3. Poslaniye Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 2018.03.01 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.kremlin.ru›events/president/transcripts/copy/56957 (data obrashcheniya: 01.11.2021).

4. Programma «Tsifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federatsii» ot 28.07.2017 [Elektronnyy resurs]. — URL: http://static.government.ru/media/files/9gFM4FHj4PsB79 I5v7yLVuPgu4bvR7M0.pdf (data obrashcheniya: 10.11.2021).

5. Strategiya nauchno-tekhnicheskogo razvitiya» ot 01.12.2016. [Elektronnyy resurs]. — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449(data obrashcheniya: 07.11.2021).

6. Test Torrensa na tvorcheskiye sposobnosti s interpretatsiyey [Elektronnyy resurs]. — URL: http://hug.ru›test-torrens (data obrashcheniya: 30.12.2021).

7. Ukaz «O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2030 goda» [Elektronnyy resurs]. — URL: www/Kremlin.ru (data obrashcheniya: 01.11.2021).

8. Uroki «stress-testa». Vuzy v usloviyakh pandemii i posle neye. Analiticheskiy doklad [Elektronnyy resurs]. — M., 2020. — URL: https://www.hse.ru/ data/2020/07/06/1595281277/003_Doklad.pdf (data obrashcheniya: 09.03.2021).

В России цифровой модернизации придается особое значение государством и президентом. В Указе Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из целей является «Цифровая трансформация», в которой устанавливаются следующие целевые показатели: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет до 97 %; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. [7] В ежегодном Послании Президента к Федеральному Собранию также говорится о необходимости и модернизации страны, с учетом происходящей в мире технологической революции «скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она — эта волна — просто захлестнет, утопит» [3]. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко во время видеоконференции с журналистами предложила определить в российском законодательстве правовой статус дистанционного образования [2]. Заметим, что это заявление вызвало большой резонанс в научных кругах: врачи, педагоги, родители с осторожностью отреагировали на цифровизацию образовательного процесса.

Социальные ограничения, перевод образования в дистанционный формат стали настоящим стресс-тестом [8], с которым отечественная система образования в целом справилась успешно. Вместе с тем выяснилось, большинство регионов России оказались не готовы к подобным нововведениям: отсутствие интернета, гаджетов и доступа к образовательным программам, стрессовая реакция педагогов и самих детей к вынужденному долгосрочному онлайн-формату. Все это стало серьезным испытанием для всех, причастных к образованию. О необходимости трансформаций образовательной системы параллельно с модернизацией науки и технологической сферы говорят следующие документы, определяющие характер развития российского общества: «Стратегия научно-технического развития», «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации», Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Данные документы учитывают, что жить придется в условиях вызова, развиваться в условиях измененных обстоятельств.

Для Цитирования:
Хорина Галина Петровна, Гаврюшина Екатерина Дмитриевна, Цифровая модернизация образования: плюсы и минусы. Ученый совет. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: