В России цифровой модернизации придается особое значение государством и президентом. В Указе Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» одной из целей является «Цифровая трансформация», в которой устанавливаются следующие целевые показатели: достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения, образования, государственного управления; увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 %; рост доли домохозяйств, которым обеспечена возможность широкополосного доступа к информационно-телекоммуникационной сети Интернет до 97 %; увеличение вложений в отечественные решения в сфере информационных технологий в четыре раза по сравнению с показателем 2019 г. [7] В ежегодном Послании Президента к Федеральному Собранию также говорится о необходимости и модернизации страны, с учетом происходящей в мире технологической революции «скорость технологических изменений нарастает стремительно, идет резко вверх. Тот, кто использует эту технологическую волну, вырвется далеко вперед. Тех, кто не сможет этого сделать, она — эта волна — просто захлестнет, утопит» [3]. Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко во время видеоконференции с журналистами предложила определить в российском законодательстве правовой статус дистанционного образования [2]. Заметим, что это заявление вызвало большой резонанс в научных кругах: врачи, педагоги, родители с осторожностью отреагировали на цифровизацию образовательного процесса.
Социальные ограничения, перевод образования в дистанционный формат стали настоящим стресс-тестом [8], с которым отечественная система образования в целом справилась успешно. Вместе с тем выяснилось, большинство регионов России оказались не готовы к подобным нововведениям: отсутствие интернета, гаджетов и доступа к образовательным программам, стрессовая реакция педагогов и самих детей к вынужденному долгосрочному онлайн-формату. Все это стало серьезным испытанием для всех, причастных к образованию. О необходимости трансформаций образовательной системы параллельно с модернизацией науки и технологической сферы говорят следующие документы, определяющие характер развития российского общества: «Стратегия научно-технического развития», «Стратегия развития информационного общества Российской Федерации», Программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Данные документы учитывают, что жить придется в условиях вызова, развиваться в условиях измененных обстоятельств.