В широком понимании понятие «цифровизация» отражает процесс применения в глобальном измерении новых информационно-коммуникационных технологий в форме различных интернет-платформ. При этом в странах коллективного Запада инициаторы активного применения этого феномена основное предназначение связали с реализацией трех основных задач: оказание систематического системного влияния на зарубежную аудиторию, противостояние зарубежной «нежелательной» интернет-пропаганде и решение национальных внешнеполитических проблем.
В этой связи в июне 2016 г., в рамках Совещания послов и постоянных представителей Российской Федерации, президент В. В. Путин обозначил важность освещения внешней политики государства в сетях Интернета с целью предотвращения информационных нападок, а также западному противодействию. Отсутствие посольств и министерств иностранных дел в медиасетях сегодня считается непозволительной роскошью, и для государства очень важно контролировать информационные потоки и своевременно реагировать на вспышки реакции общественности, способных негативно сказаться на деятельности этого государства [1].
На эту актуальную задачу в условиях объективного развития цифровизации обратил внимание в одном из выступлений и министр иностранных дел России С. В. Лавров: «…Мир меняется на глазах. Появляются новые технологии, что влечет за собой смену привычных парадигм. Пандемия коронавирусной инфекции ускорила набиравшие силу в последнее десятилетие тенденции, придав мощный импульс переходу в цифровую сферу многих аспектов повседневной деятельности, включая государственное управление, деловую активность и образование. Не отстают от современных трендов международные отношения…» [2]. Поэтому актуальным и ответственным следует рассматривать недавний вывод российских исследователей о том, что цифровизация уже превратилась в самостоятельный инструмент современной внешней политики и созданы технические условия для ее применения в многогранной дипломатической деятельности государств [3].