Изменяющееся законодательство, касающееся медико-социальной экспертизы в Российской Федерации с 2016 г., приводит к вопросам у врачей и специалистов медицинских организаций по трактовке использования категорий ограничения жизнедеятельности при установлении инвалидности у больных, в частности перенесших церебральный инсульт.
В приказе Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. № 1024н (вступившем в силу с февраля 2016 г.) [1] в разделе 4, пункт 8 сказано: «Критерием для установления инвалидности является нарушение здоровья со 2 и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1-й степени выраженности двух и более категорий жизнедеятель ности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты».
Таким образом, при установлении факта инвалидности ограничение категорий жизнедеятельности, наряду с нарушенными функциями, остается одним из важнейших показателей.
Целью исследования была характеристика основных категорий ограничения жизнедеятельности, к которым приводит церебральный инсульт у инвалидов трудоспособного возраста.
При проведении медико-социальной экспертизы в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством проводится оценка 7 основных категорий жизнедеятельности, к которым относятся:
• способность к самообслуживанию;
• способность к самостоятельному передвижению;
• способность к ориентации;
• способность к общению;
• способность контролировать свое поведение;
• способность к обучению;
• способность к трудовой деятельности.
Способность к самообслуживанию — способность человека самостоятельно осуществлять основные физиологические потребности, выполнять повседневную бытовую деятельность, в том числе навыки личной гигиены.