Датой рождения национальной реставрационной школы в Италии, вероятно, можно считать 1565 год, когда была начата реставрация фресок Сикстинской капеллы — лишь спустя 53 года после их создания. Далее были и другие, не менее значительные даты и события, повлиявшие на становление реставрационной практики и теории. Вот некоторые из них.
В 1726 году была предпринята первая попытка восстановить «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. А лишь спустя три года, в 1729-м, появляется описание работы реставратора Доменико Микелини, которую он осуществлял с произведениями Тициана, что расценивается как знак выделения и признания особой профессии. C 1770 года в Венеции на постоянной основе начинает свою деятельность Лаборатория Сан Джовани э Паоло, где специалисты занимались реставрацией картин. Знаменательное событие в истории реставрации произошло в 1802 году, когда картина Рафаэля «Мадонна ди Фолиньо», хранящаяся в Пинокатеке Ватикана, была перенесена с дерева на холст.
В ХIХ–ХХ веках в разных областях Италии существовали свои реставрационные мастерские и, соответственно, местные традиции реставрации. Первой объединяющей акцией стало проведение в 1930 году в Риме Международной конференции по изучению научных методов исследования и сохранения произведений искусства, где были выработаны стандарты реставрационной практики и сохранения объектов культурного наследия. Следующим закономерным шагом стало создание института, также призванного играть консолидирующую роль.
Институт был основан в Риме в 1939 году и первоначально носил имя Королевский центральный институт реставрации, однако после провозглашения республики в 1946 году он утратил в своем названии слово королевский, а в 2007 году обрел современное название. В настоящее время институт является органом Министерства культурного наследия, культурной деятельности и туризма Италии.
Со дня основания перед институтом была поставлена задача разработать единые принципы и технологии проведения работ по консервации и реставрации памятников истории и культуры, противопоставив это тому произволу и кустарщине, которые нередко царили в местных мастерских. Причем поиски специалистов носили отнюдь не академический характер, а являлись итогом работы «в поле», где формировались передовые инструментарий и методы, которые реставраторы нередко заимствовали из других областей знания.