Самое простое правило гидравлики — при избыточно высоком давлении в сетях водоснабжения возникают аварийные ситуации, при пониженном давлении водопотребление перестает быть комфортным для жителей. Первой задачей центральной диспетчерской службы стал сбор информации о работе системы — по показателям из контрольных точек составляли общую сводку о ситуации на сетях, с учетом этих данных, увеличивая или уменьшая объем подачи воды на весь город или на небольшие участки, научились приводить гидравлические режимы к безопасному и комфортному балансу.
Первые годы работы службы информацию собирали, ориентируясь на показания малочисленных манометров, установленных в контрольных точках, а также на сведения, полученные по телефону от операторов насосных станций. Сейчас используются интерактивные онлайн-схемы, на которые автоматически поступает информация об уровне давления и уровне воды в резервуарах насосных станций.
Существующее на сегодняшний день количество контрольных точек не позволяет определять адрес аварийной утечки — можно определить водовод, в котором внепланово снизилось давление, а конкретный адрес утечки устанавливается по сообщениям жителей либо путем диагностики сети (если речь идет о скрытой утечке).
Кроме контроля гидравлических режимов в городе задача центральной диспетчерской — наблюдение за наполнением водохранилищ в период паводка, уведомление контролирующих и надзорных органов о деталях паводкового процесса. Большие переключения, капитальные ремонты крупных объектов, профилактические работы на теплоисточниках, получающих воду от Водоканала — все это требует контроля, консультаций и непосредственного участия центральной диспетчерской для перераспределения потоков воды по системе.
Круглосуточно на посту два сменных инженера, в общие рабочие часы дни вместе с инженерами работает технолог. Начальник центральной диспетчерской оценивает текущую ситуацию и принимает оперативные решения, заместитель технического директора Водоканала контролирует и текущие, и чрезвычайные проблемы городской гидравлики.