Статья поступила 23.05.2016 г.
Активная социальная мобилизация и институциализация этнических и религиозных сообществ России в последние два десятилетия привели к формированию целой сферы специфических общественных связей. Очевидно, что сегодня принадлежность к этнической группе выступает как дополнительный фактор социальной мобилизации и личных стратегий поведения многих граждан. Особенно это актуально для крупных мегаполисов, где сосредоточены основные социальные институты и людские ресурсы.
В законодательстве об органах местного самоуправления России в 2013 г. были отражены новые полномочия, связанные с обеспечением межнационального и межконфессионального согласия. Так, к вопросам «местного значения» отнесены 4 цели: 1) «разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия; 2) поддержка и развитие языков и культуры народов Российской Федерации; 3) обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов; 4) профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов». В этих условиях в целом ряде крупных городов были созданы совещательные органы и приняты соответствующие нормативные акты, а 28 марта 2014 г. Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям был создан и при Пермской городской Думе [3]. Сегодня опыт города Перми вполне может демонстрировать новые подходы российских мегаполисов к проблеме межнациональных отношений. В данной статье речь пойдет о подходах и принципах разработки муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми» на 2015–2017 гг. по направлению «Межэтнические отношения», а также об опыте ее реализации в 2015 г.
Город Пермь входит в число городов-миллионников России. Здесь сосредоточены крупнейшие административные и финансовые ресурсы Пермского края. Перепись 2010 г. показала, что в городе проживают представители 132 народов [2]. Благополучное социально-экономическое развитие города стало причиной активного миграционного притока в последнее десятилетие [5].