По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 394

Центр гражданского единения в мегаполисе

Каменских Михаил Сергеевич ФГБУН «Пермский научный центр Уральского отделения Российской академии наук», Россия, 614000, Пермь, ул. Ленина, 13а, Е-mail: pomidorrr@mail.ru

В статье на основе опыта города Перми продемонстрированы основные подходы к формированию национальной политики на местном уровне. Автором рассмотрены деятельность Совета по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе и подходы к реализации в 2015 г. муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми».

Литература:

1. Голубева А. В. Мы живем и работаем в России: учебник русского языка для трудовых мигрантов: начальный курс / А. В. Голубева. — СПб.: Златоуст, 2015. — 128 с.

2. Итоги Всероссийской переписи населения [Электронный ресурс.] // ДемоскопWeekly. — URL: http://demoscope.ru/weekly/ssp/sng_nac_lan_89_ru_1.php (дата обращения: 18.03.2015).

3. Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям при Пермской городской Думе [Электронный ресурс.] // Пермская городская Дума. — URL: http://duma.perm.ru/sovets/mmo/ (дата обращения: 19.02.2016).

4. «Содружество» [Электронный ресурс.] Администрация города Перми. — Режим доступа: http://www.gorodperm.ru/news/2015/11/17/32638/ (дата обращения: 17.11.2015).

5. С. Современные тенденции миграционных про- Черных А. В., Каменских М. цессов в Пермском крае / А. В. Черных, М. С. Каменских // Народы Пермского края: этническая история и современное этнокультурное развитие / Под ред. А. В. Черных и др. — СПб.: Маматов, 2014. — 416 с.

Статья поступила 23.05.2016 г.

Активная социальная мобилизация и институциализация этнических и религиозных сообществ России в последние два десятилетия привели к формированию целой сферы специфических общественных связей. Очевидно, что сегодня принадлежность к этнической группе выступает как дополнительный фактор социальной мобилизации и личных стратегий поведения многих граждан. Особенно это актуально для крупных мегаполисов, где сосредоточены основные социальные институты и людские ресурсы.

В законодательстве об органах местного самоуправления России в 2013 г. были отражены новые полномочия, связанные с обеспечением межнационального и межконфессионального согласия. Так, к вопросам «местного значения» отнесены 4 цели: 1) «разработка и осуществление мер, направленных на укрепление межнационального и межконфессионального согласия; 2) поддержка и развитие языков и культуры народов Российской Федерации; 3) обеспечение социальной и культурной адаптации мигрантов; 4) профилактика межнациональных (межэтнических) конфликтов». В этих условиях в целом ряде крупных городов были созданы совещательные органы и приняты соответствующие нормативные акты, а 28 марта 2014 г. Совет по межнациональным и межконфессиональным отношениям был создан и при Пермской городской Думе [3]. Сегодня опыт города Перми вполне может демонстрировать новые подходы российских мегаполисов к проблеме межнациональных отношений. В данной статье речь пойдет о подходах и принципах разработки муниципальной программы «Укрепление межнационального и межконфессионального согласия в городе Перми» на 2015–2017 гг. по направлению «Межэтнические отношения», а также об опыте ее реализации в 2015 г.

Город Пермь входит в число городов-миллионников России. Здесь сосредоточены крупнейшие административные и финансовые ресурсы Пермского края. Перепись 2010 г. показала, что в городе проживают представители 132 народов [2]. Благополучное социально-экономическое развитие города стало причиной активного миграционного притока в последнее десятилетие [5].

Для Цитирования:
Каменских Михаил Сергеевич, Центр гражданского единения в мегаполисе. Вопросы культурологии. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: