По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338. 534 DOI:10.33920/VNE-03-2204-04

Ценовая политика: основные направления, обоснование их выбора и этапы разработки

Николаева М.А. д.т.н., проф кафедры международной коммерции Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Пекарева Е.В. магистрант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

В статье рассмотрены основные теоретические положения разработки и внедрения ценовой политики организаций. Приведены определения термина «ценовая политика», данные разными авторами, в том числе авторское определение, базирующееся на определении термина «политика» в международном стандарте ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь». Приведены цели, задачи и основные направления ценовой политики, дано обоснование их выбора, указаны возможные риски от выбора конкретных направлений и меры по их предотвращению.

Литература:

1. Лазурин Е. А. Современное ценообразование: учебное пособие. — Ярославль: ООО «ПКФ «СОЮЗ-ПРЕСС», 2020. — 76 с.

2. Богомолова Е. В. Ценовая стратегия и тактика фирмы: учебное пособие. — Липецк: Издательство Липецкого государственного университета, 2020. — 61 с.

3. Герасименко В. В. Ценообразование: учебное пособие. Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова (университет), экономический факультет. — М.: ИНФРА-М, 2005. — 422 с.

4. Николаева М. А. Товарная политика: Учебник для бакалавриата. М.: ИНФРА-М, 2018.

5. ГОСТ Р ИСО 9000–2015 «Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь».

6. Маховикова, Г. А. Ценообразование в торговом деле: учебник для бакалавров. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 231 с.

7. Реброва Н. П. Маркетинг: учебник и практикум для вузов. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 277 с.

8. Липсиц И. В. Ценообразование: учебник и практикум для вузов. — 4-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 368 с.

9. Касьяненко Т. Г. [и др.] Цены и ценообразование: учебник и практикум. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 437 с.

1. Lazurin E. A. Sovremennoe tsenoobrazovanie [Modern pricing]: study guide / Lazurin E. A., Nekliudov V. A., Sirotkin S. A. — Yaroslavl: PKF SOIUZ-PRESS LLC, 2020. — 76 p. (In Russ.)

2. Bogomolova E.V. Tsenovaia strategiia i taktika firmy [Pricing strategy and company tactics]: study guide / E. V. Bogomolova — Lipetsk: Lipetsk State University Publishing House, 2020. — 61 p. (In Russ.)

3. Gerasimenko V.V. Tsenoobrazovanie [Pricing]: study guide. / V.V. Gerasimenko; Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics. — Moscow, INFRA-M publishing house, 2005. — 422 p. (In Russ.)

4. Nikolaeva M. A. Tovarnaia politika [Commodity policy]: Textbook for bachelor studies / M. A. Nikolaev — Moscow: INFRA-M, 2018. (In Russ.)

5. GOST R ISO 9000–2015 «Quality management systems. Fundamentals and glossary». (In Russ.)

6. Makhovikova G. A. Tsenoobrazovanie v torgovom dele [Pricing in trade]: textbook for bachelors. — Moscow: Iurait Publishing House, 2019. — 231 p. (In Russ.)

7. Rebrova N. P. Marketing [Marketing]: textbook and workshop for higher educational institutions. — Moscow: Iurait Publishing House, 2020. — 277 p. (In Russ.)

8. Lipsits I.V. Tsenoobrazovanie [Pricing]: textbook and workshop for higher educational institutions. — 4th ed., revised and expanded. — Moscow: Iurait Publishing House, 2020. — 368 p. (In Russ.)

9. Kasianenko T. G. [et al.] Tseny i tsenoobrazovanie [Prices and pricing]: textbook and practical work / — 7th ed., revised and expanded. — Moscow: Iurait Publishing House, 2020. — 437 p. (In Russ.)

В обеспечении эффективности экономической деятельности организаций цена играет немаловажную роль, влияя как на валовый доход и прибыль предприятия, его конкурентоспособность и долю предприятия на рынке, так и на функционирование организации в целом. При этом предприятие, не меняя и не манипулируя ценой, может осуществлять эффективную ценовую политику в отличие от конкурентов, меняющих цены под давлением.

В 80–90-е годы XX века значение ценовой политики в маркетинговом комплексе компаний особенно возросло. В начале ХХI века предприниматели успешно использовали такие стратегии как дифференциация и профилирование. Доходы потребителей росли, активно развивались новые технологии, открывались новые возможности конкуренции качества, услуг и сервиса для потребителя.

К концу века на рынке стали преобладать негативные тенденции, такие как сокращение спроса, снижение доходов, произошло перенасыщение рынка товарами. Это послужило основанием того, что компании стали совершенствовать методы ценообразования, вследствие чего внимание к ценовой политике увеличилось. Стало преобладать доминирование ценовых скидок, покупатели все чаще начали обращать внимание на соотношение цены и полезности товара, для предприятий приобрели актуальность сокращение издержек и рационализация, что позволяло снижать цены.

Поиск оптимального соотношения цены и полезности вышло для предприятий на первый план, особенно это было актуально при растущей вертикальной конкуренции и борьбе за распределение стоимости, уплачиваемой конечным потребителем.

Такой метод ценообразования, как ориентация на издержки, заметно теряет значимость. Чтобы сохранить позиции на рынке, необходимо быть лучшим не только по издержкам, но и лучшим по с позиции отношения к конечному потребителю. Процесс ценообразования стал ориентироваться на анализ потребительских предпочтений и коньюнктуры рынка.

Пандемия и появление на рынке крупных маркетплейсов увеличил и влияние электронной коммерции на ценовую политику — цены стали прозрачней. Ценовая конкуренция как никогда влияет на каналы продаж, ценовая политика приобретает индивидуальный характер, возрастает значение дифференциации и сегментирования.

Для Цитирования:
Николаева М.А., Пекарева Е.В., Ценовая политика: основные направления, обоснование их выбора и этапы разработки. Лизинг. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: