Проблема соотношения ценностей и норм — ключевая для всей этической области научного исследования, включающей и область права. Однако она почти не изучена отечественными учеными на материале конкретных юридических норм, т. е. конституционного, материального или процессуального права. Проблема не только не изучена, но даже и не сформулирована правоведами, т. е. не представлена как совокупность конкретных вопросов, которые необходимо решить в ходе анализа текста законодательства и практик правоприменения. В зарубежной науке исследование ценностных оснований юриспруденции — одна из классических тем различного уровня научной работы. В качестве наиболее выдающегося результата таких исследований назову философскую концепцию Мишеля Фуко, изложенную в работе «Надзирать и наказывать», которая посвящена истории наказаний, изложенной в контексте более широких культурологических обобщений, связанных с динамикой ценностных оснований того или иного исторического типа культуры [36].
Теория доказательственного права, безусловно, подробно изучена как в российской, так и в зарубежной юриспруденции. Речь идет о работах Э.А. Абашина [8], Т.С. Дегтяря [13], Н.Н. Егорова [17], Е.А. Наховой [24], В.А. Новицкого [25], М.К. Треушникова [34], А.А. Роббина [47], Г.Ф. Гауса [48]. Особенности процесса в современном российском уголовном, административном, гражданском и арбитражном судопроизводстве рассматривались А. И. Бастрыкиным [9], О.В. Баулиным [10], Ф.П. Васильевым [11], А.А. Ветровой [12], А.В. Жуйковым, С.С. Козловым и Е.Ю. Хохловой [18], В.Н. Зайковским [19], Н.С. Ляпустиной [23], Ю.К. Орловым [26], И.В. Решетниковой [27], С.П. Рогожкиным [28], П.А. Скобликовым [31], М. А. Фокиной [35]. Вопросы философского, культурологического и социологического осмысления правовых норм и практик исследовались в работах А.Г. Драгалина [16], В.В. Ильина [20], М.С. Кагана [21], В.Д. Руды [29], А.А. Ручки [30], Ф. Тенниса [33], В.Н. Шилова [38].
Между тем проблема аксиологических оснований права — ключевая для юриспруденции, поскольку само правотворчество есть во многом следствие тех или иных производящих ценностных моделей. Каковы принятые в обществе и у каждого конкретного человека ценности, таковы и законы. Интервал между законом и ценностью, конечно, есть. Это связано с тем, что процессы нормотворчества и динамика ценностей не всегда совпадают. Иногда один из них запаздывает или опережает другой. Ценности в целом консервативнее законов, но и анахронизмы — не самое редкое явление в структуре правовых норм. Право конкретной страны основывается сегодня на международных конвенциях, в которых могут быть сформулированы ценности, противоречащие тем или иным национальным особенностям культуры.