Закупочная деятельность государственных и муниципальных органов, казенных учреждений и других организаций, приобретающих продукцию/ услуги за счет бюджетных средств, регулируется специальными законами: ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Закон № 44-ФЗ) и ФЗ от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее– Закон № 223– ФЗ).
Исключительно по ФЗ № 44-ФЗ осуществляют закупки государственные (п. 5 ч. 1 ст. 3 Закона № 44ФЗ) и муниципальные заказчики (п. 6 ч. 1 ст. 3 Закона № 44-ФЗ). Госзаказчики действуют от имени Российской Федерации или ее субъектов для удовлетворения государственных нужд. Государственные нужды как самостоятельное понятие в Законе № 44-ФЗ не определено. Однако, к ним можно отнести потребность заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для выполнения функций и полномочий госорганов, достижения целей государственных программ, которые обеспечиваются за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Закон № 223-ФЗ применяют госкомпании, естественные монополии, автономные учреждения и иные юрлица с госучастием.
Ряд заказчиков, таких как бюджетные и автономные учреждения, унитарные предприятия, в зависимости от того, за счет каких средств они проводят закупки, могут использовать либо Закон № 44-ФЗ, либо Закон № 223-ФЗ.
Государственные заказчики Роскосмос и Росатом закупают по Закону № 44-ФЗ, однако, могут и, как госкорпорации, закупать по Закону №223– ФЗ.
Важнейшие различия состоят в том, как регулируются закупки: процедуры по Закону № 44-ФЗ строго регламентированы, а порядок закупок по Закону № 223-ФЗ заказчики устанавливают самостоятельно в своих положениях о закупках с учетом общих принципов и рамочных норм.
В статье рассмотрим порядок, условия и требования при формировании цены контракта, заключенного на основании Закона № 44-ФЗ.