Устойчивое эпизоотическое благополучие, обеспечивающее снижение потерь от заболеваемости и падежа животных, повышение качества и биологической ценности животноводческой продукции, является важнейшим условием рентабельного ведения высокотехнологичного животноводства.
Из паразитарных болезней наиболее значительная роль в снижении продуктивности крупного рогатого скота отводится фасциолезу. Анализ результатов работы по воспроизводству стада показал, что инвазированные фасциолами коровы являются «проблемными» для искусственного осеменения. По сравнению с неинвазированным поголовьем сроки инволюции матки после отела у них были выше в 2,2 раза, индекс оплодотворения – в 2,5, продолжительность бесплодия – в 2,9, послеродовая заболеваемость репродуктивных органов – в 3,2 раза. Заболеваемость и отход телят от инвазированных коров были выше соответственно в 1,6 и 2,0 раза. У больных фасциолезом коров выявлено иммунодефицитное состояние [5].
В настоящее время отмечается тенденция роста трематодозных инвазий [3]. Использование химических веществ в качестве моллюскоцидов является одним из эффективных приемов пастбищной профилактики трематодозов, в частности фасциолеза. При этом достигается значительное сокращение численности моллюсков – промежуточных хозяев гельминтов, соответственно этому и сокращается возможность заражения животных. При сдерживании популяции моллюсков ниже порога уровня экономической вредности теряется возможность возникновения острой формы фасциолеза [2]. Кроме того, проблема фасциолеза имеет большое социальное значение, так как создает реальную угрозу заражения людей. Человек является дефинитивным хозяином возбудителя, причем заболевание может протекать в тяжелой форме.
Для разрыва биологического цикла фасциол наиболее доступным и часто применяемым моллюскоцидом является сульфат меди (медный купорос). Однако, обладая значительной моллюскоцидной активностью, он не лишен ряда недостатков, ограничивающих масштабы его использования: высокотоксичен в отношении рыб, земноводных (лягушки, тритоны), ракообразных, бентоса и растительности, обладает кумулятивными свойствами и долго сохраняется в водоемах. Остаточное моллюскоцидное действие хлористой и коллоидной меди в чистой воде продолжается до 16–25 месяцев, а в воде, содержащей органические вещества, – 6–19 месяцев [2]. Медный купорос в сумме с другими техногенными загрязнителями, особенно в комбинации с цинком (Zn) и кадмием (Cd), скапливающимися на пастбищах вследствие промышленных выбросов, вполне обоснованно может усиливать токсическое воздействие и при миграции в пищевой цепи «вода – почва – корма – молоко» является причиной острой интоксикации у людей [1]. Постепенное поступление тяжелого металла – ионов меди (Си14’) с кормами и накопление его в организме животного сопровождается глубокими патоморфологическими изменениями во внутренних органах. При воздействии этого фактора диагностировано хроническое отравление медыо овцематок в перинатальный период [11].