Если периодический медосмотр не выявил противопоказаний к работе с вредными условиями / опасными производственными факторами, но выявил признаки болезни (например, высокий уровень белка в моче), то такому работнику следует (в доступной для него форме) рассказать о состоянии его здоровья, включая сведения о результатах осмотра, наличии заболевания, его диагнозе и прогнозе, методах лечения, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, их последствиях и результатах проведенного лечения, а также направить на дополнительное обследование. Неисполнение этой обязанности влечет правовые риски для медорганизации, которая проводила медосмотр работника.
Правовая позиция сформулирована в деле о взыскании морального вреда: по мнению истца, медцентр (в котором истец проходил периодические медосмотры по направлению работодателя) не сообщил ему об очевидных признаках проблем с почками.
И действительно, два года подряд в ходе периодических осмотров медцентр проводил в том числе лабораторные исследования мочи работника, в обоих случаях обнаружено наличие белка в моче в количестве 3 г/л при норме 0–0,5 г/л. О том, что означают эти цифры, истцу не рассказали, а официальный диагноз сформулирован следующим образом: «гипертоническая болезнь, гиперхолестеринемия».
При этом вскоре после очередного медосмотра истец попал в больницу с несколько иным диагнозом — «артериальная гипертензия (нефрогенная)», злокачественное течение II стадии, 3-й степени, риск 4, «хроническая болезнь почек», а затем — «хронический гломерулонефрит с исходом в нефросклероз, хроническая болезнь почек». После длительной госпитализации истец был признан инвалидом I группы бессрочно, потерял работу (у работодателя не нашлось другой работы, разрешенной истцу в соответствии с медицинским заключением) и узнал о том, что теперь ему пожизненно необходим гемодиализ.
Полагая, что медцентр неправильно оформил медзаключение об отсутствии у истца противопоказаний к трудовой деятельности, что привело к запущенности болезни почек, что, в свою очередь, привело к утрате трудоспособности, истец потребовал взыскать компенсацию морального вреда и утраченный заработок.