По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Цель — единая система

Ляхова Н. В. заместитель директора, Департамент таможенно-тарифного регулирования Евразийской экономической комиссии

Представитель ЕЭК на заседании круглого стола «ЕАЭС 2021 — работа без границ», проведенного в рамках Международного конгресса предпринимателей ЕАЭС, рассказала о работе Комиссии по созданию системы маркирования товаров в Союзе, в том числе о разработке базовой технологической модели системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе.

Тема маркировки на сегодняшний день является, наверное, одной из самых резонансных на территории всего Евразийского экономического союза, которая широко обсуждается как в СМИ, так и на различных площадках, в том числе Евразийского экономического союза. Прежде чем перейти к базовой модели, я немного освежу в памяти информацию о том, с чего это все начиналось. В рамках нашего Евразийского экономического союза отсутствие границ, с одной стороны, способствует развитию торговли между нашими странами, дальнейшей интеграции и развитию интеграционных связей. Но в то время анализ текущей практики показывает, что создается широкое поле деятельности для недобросовестных участников, которые, пользуясь отсутствием границ, дополнительного контроля, который ранее осуществляли таможенные органы, не в полной мере «в белую» осуществляют торговлю на территории нашего Евразийского экономического союза. Именно в целях контроля, обеления рынка, обеспечения безопасности жизнедеятельности граждан нашего Евразийского экономического союза и был внедрен первоначально «пилот» на очень ограниченной группе товаров (предметы одежды из меха), на которых в тот момент были опробованы всевозможные способы маркировки, идентификации каждой единицы товара. Сейчас, когда мы говорим о маркировке товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе, мы, конечно, говорим не о той маркировке, которая определяется у нас техрегламентом, так называемой информационной маркировке, когда существует обязательство производителя нанести на каждый товар определенную информацию, содержащую сведения о таком товаре. Мы говорим о цифровой маркировке, о присвоении некоего уникального кода каждому товару и, соответственно, возможности получить полную информацию об этом товаре, в том числе о движении этого товара с момента его поступления на рынок до момента реализации конечному потребителю по этому уникальному идентификатору из баз данных, систем маркировки, которые формируются в каждом государстве ЕАЭС.

На сегодняшний день основным базовым документом, который является правовой основой внедрения цифровой маркировки на территории Евразийского экономического союза, является Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации ЕАЭС, которое вступило в силу в конце марта 2019 г. Для реализации данного Соглашения было принято шесть решений Совета ЕЭК, которые касаются введения маркировки в отношении отдельных групп товаров. Это обувь, товары легкой промышленности, шины и покрышки новые, фотокамеры, духи и парфюмерная продукция, и последнее решение, которое вступило в силу 6 мая 2021 г., — это введение маркировки на молочную продукцию. Также был принят концептуальный документ — решение Совета Комиссии об утверждении базовой организационно-технологической модели системы маркировки товаров средствами идентификации в Евразийском экономическом союзе. Этот документ был принят на основании тех практических реализованных решений, которые приняты в отношении отдельных товаров в развитие Соглашения о маркировке. Соглашение о маркировке носит достаточно рамочный характер и определяет общие правила, в соответствии с которыми на территории Евразийского экономического союза может быть введена маркировка в отношении того или иного товара. В частности, распределены роли при принятии решений. Часть ответственности отнесена к решениям Совета Комиссии, который должен принять решение о введении маркировки на территории Союза, определить срок введения такой маркировки, а также все технологические и технические аспекты, которые сопровождают маркировку товаров, то есть чем маркировать, каким способом, как наносить маркировку на товар, какой состав сведений об этом товаре должен находиться в системе маркировки и как должно осуществляться информационное взаимодействие между государствами-членами в целях обеспечения легальности нахождения этого товара на рынке всего Союза. Часть полномочий отнесена на уровень законодательства государств-членов. Все взаимоотношения с участниками оборота — порядок маркировки, порядок внесения информации в систему, сроки передачи такой информации — отнесены на уровень национального законодательства.

Для Цитирования:
Ляхова Н. В., Цель — единая система. Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: