Для того чтобы оценить, насколько значительную роль играло развитие массового культурного творчества населения в ЦДКЖ в советское время, напомним основные исторические факты. Это было первое специально построенное клубно-зрелищное здание в столице с двухэтажным зрительным залом, рассчитанным на 1200 мест. Торжественная закладка будущего Дома культуры железнодорожников состоялась 1 мая 1925 года. За образец клуба-гиганта был взят Железнодорожный клуб им. Е.Ф. Кухмистерова. Открытие «образцового рабочего клуба-театра», как именовала его пресса Москвы, состоялось в 1927 году.
В советские времена ЦДКЖ был одной из лучших концертных площадок для культурно-массовых и зрелищных мероприятий для москвичей и гостей столицы. В легендарном здании на Комсомольской площади кипела активная творческая деятельность, с самого начала работали самодеятельные творческие коллективы и любительские объединения: детский духовой оркестр, кружок изобразительного искусства, кружки духовых и струнных инструментов, «Живая газета», драматический, шахматный клуб, фото, симфонический во главе с профессором П.П. Ильченко, хоровой коллектив под руководством Б.И. Хлебникова.
В разные годы прошлого века на сцену легендарного ДК выходили непревзойденные артисты, ставшие классиками отечественной актерской школы — Клавдия Шульженко, Изабелла Юрьева, Мария Миронова и Александр Менакер, Аркадий Райкин, джаз-оркестр Леонида Утесова, Лев Лещенко, Григорий Лепс и многие другие. Именно здесь состоялся сольный дебют Аллы Пугачевой 14 мая 1974 года. А в репетиционных залах «отметились» большинство звезд советской эстрады и андеграунда.
Отдельного упоминания заслуживает здание ЦДКЖ, возведенное по проекту Алексея Викторовича Щусева — заслуженного архитектора СССР, академика АН СССР, автора двух временных и постоянного Мавзолея Ленина, многих других знаковых проектов, включая проект Казанского вокзала в стиле московского барокко. Впервые в СССР при его строительстве была применена технология «парящих объектов». «Парящий балкон» в ЦДКЖ без промежуточных опор выступает над партером на 7 м. «Парящий мост» в Зарядье построен по этой же технологии спустя почти 100 лет. Сейчас здание признано объектом культурного наследия федерального значения.