По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Царскосельский лицей — колыбель российских дипломатов

Ю. А. Разживин профессор кафедры международных отношений и дипломатии Московского гуманитарного университета, канд. истор. наук, доцент; E-mail: uralreg05@mail.ru.

В августе 1810 г. император России Александр I утвердил Постановление и Устав для Царскосельского лицея, задача которого состояла в подготовке государственных чиновников для различных ведомств, в том числе для Министерства иностранных дел Российской империи. В XIX в. шесть выпускников лицея стали министрами иностранных дел. В статье рассматривается первая в России система подготовки будущих российских дипломатов в лицее.

Литература:

1. Альма-матер премьеров, министров, генералов, ученых и литераторов // Парламентская газета. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pnp.ru / social / almamater-premerov-ministrov-generalov-uchenykh-i-literatorov.html (Дата обращения: 01.07.2019).

2. Антонова Л. В., Просвирова Т. А. История дипломатии России. — М.: Дом Славянской книги, 2010.

3. Братерский А. Титулярный советник Пушкин // Газета.Ru, 10.02.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.ru / politics / 2017 / 02 / 10_a_10518 353.shtml (Дата обращения: 01.07.2019).

4. Долгов К. Горчаков Александр Михайлович // Сайт MИД России, 2014 [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru / about / professional_holiday / history// asset_publisher / 8DMVoaXSrMPo / content / id / 746630 (Дата обращения: 01.07.2019).

5. Змеев В. А. (2016) Императорский Царскосельский лицей) // StudFiles. [Электронный ресурс]. URL: https://studfi les.net / preview / 5183121 / page:6 / (Дата обращения: 10.12.2017).

6. Кодан С. В. Кузница императорских кадров Царскосельский — Александровский лицей в системе подготовки государственных служащих в России в ХIХ — начале ХХ вв. // Информационно-аналитический вестник Уральской академии государственной службы «Чиновник». [Электронный ресурс]. URL:http://chinovnik.uapa.ru / modern / article.php?id=359 (Дата обращения: 15.12.2017).

7. Кузнецов А. И., Райков Ю. А., Самойленко В. В. История дипломатии России. Т. 1. — М.: Аспект Пресс, 2017.

8. Лопатников В. К 200-летию со дня рождения А. М. Горчакова // Международная жизнь. — 1998. — № 10.

9. Мелихов И. А. Фактор личности в дипломатической практике. История и современность. — М.: МГИМО — Университет, 2014.

10. Политикова Т. Царскосельский Императорский лицей: первые воспитанники, знаменитые выпускники, история // FB.ru. [Электронный ресурс].URL: http://fb.ru / article / 273041 / tsarskoselskiy-imperatorskiy-litsey-pervyie-vospitannikiznamenityie-vyipuskniki-istoriya (Дата обращения: 10.12.2017).

11. Самойленко В. В. Дипломатическая служба. — М.: НОРМА, 2011.

12. Список выпускников Царскосельского и Александровского лицея (с 1844 г.) // Википедия. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org / wiki / (Дата обращения: 12.12.2017).

13. Извольский Александр Петрович. Историческая справка // Сайт МИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru / about / professional_ holiday / history//asset_publisher / 8DMVoaXSrMPo / content / id / 746687 (Дата обращения: 01.07.2019).

14. Сазонов Сергей Дмитриевич. Историческая справка // Сайт МИД России, 10.11.14. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru / about / professional_ holiday / history//asset_publisher / 8DMVoaXSrMPo / content / id / 746960 (Дата обращения: 01.07.2019).

15. Гирс Николай Карлович» // Сайт MИД России. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mid.ru / about / professional_holiday / history//asset_publisher / 8DMVoaXSrMPo / content / id / 746567 (Дата обращения: 01.07.2019).

Во все времена, начиная с Древней Греции и Древнего Рима, к личным качествам дипломата предъявлялись самые высокие требования. Например, в Сенате Древнего Рима была установлена строгая процедура утверждения состава посольской миссии, а послы избирались из числа нотаблей — наиболее уважаемых людей [9, c. 15]. Конечно, личность дипломата формировалась в той или иной исторической эпохе, но где и каким образом приобретались требуемые качества и профессиональные навыки? Знакомство с биографиями известных российских дипломатов XVI–XVII вв. (В. М. Висковатого, А. Л. Ордина-Нащокина, А. С. Матвеева, И. Т. Грамотина и др.) свидетельствует о том, что они получили т. н. «домашнее образование» и воспитание, в рамках которого изучили несколько иностранных языков, включая латинский, а дальнейшие их успехи объяснялись природным талантом, разумом и огромным желанием быть полезными своему Отечеству.

В 1549 г. Иван IV создал Посольский приказ — специальное учреждение для поддержания отношений с иностранными государствами [7, c. 67]. И первым руководителем Посольского приказа царь назначил подъячего Висковатого Ивана Михайловича, одного «из наиболее образованных и талантливых людей того времени» [11, c. 28]. Однако создание отдельного дипломатического ведомства с его последующими реформами не могло обеспечить в должной мере выполнение задач внешней политики без квалифицированных сотрудников. Учебных заведений университетского уровня до Петра I не было, и домашнее обучение, пансион и гимназия по-прежнему были основными формами получения «начального и среднего» уровня образования и воспитания.

Во времена Петра I в России начала формироваться национальная система высшего образования: в рамках его широкомасштабных реформ в Москве и в Петербурге были открыты первые учебные заведения. В 1755 г. императрица Елизавета Петровна (младшая дочь Петра Великого) учредила Московский государственный университет, а несколько позже были открыты еще несколько высших учебных заведений.

Для Цитирования:
Ю. А. Разживин, Царскосельский лицей — колыбель российских дипломатов. Дипломатическая служба. 2019;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: