Само понятие «поколение» определяется и описывается в работах ряда отечественных и зарубежных авторов1. Исследование экономико-социальных различий между поколениями является важной темой среди зарубежных и российских социологов, демографов и экономистов, а также в рамках популярных проектов, например проекта Rugenerations2.
Нейл Хоу и Уильям Штраус выделяют четыре поколения: беби-бумеры (1944– 1963), Х (1964–1980), Y, или миллениалы (1981–1995), Z, зеты, зумеры, центениалы или iGeneration (интернет-поколение) (1995–2010). Временные интервалы тех же поколений в разных странах могут немного сдвигаться. Российские социологи3 считают, что поколение Z в нашей стране появилось после 2000 г., а рожденные в период с 1995-го по 2000 г. по своим ценностным и поведенческим ориентациям относятся скорее к поколению Y. Это так называемые миллениалы 3С («смартфоны», «социальные сети», «спад экономики»), которые вступили в период взросления во временнóм интервале с 2008 г.4.
Поколения сменяются под влиянием исторических событий, социальных потрясений, кризисов, меняющих установки и менталитет людей. Поколение Z сформировалось в период развития социальных сетей, распространения Интернета и экономических кризисов. Это поколение также называют «цифровыми аборигенами» (Digital Natives5), поскольку они уже родились в мире компьютеров и гаджетов.
Специалистами Сбербанка в 2017 г.6 были проведены 18 фокус-групп с детьми и молодежью в возрасте от 5 до 25 лет, пять фокус-групп с родителями, ряд глубинных интервью с родителями и с учителями-экспертами. Кроме того, исследование включало в себя анализ блогов молодых людей из разных городов России. Социологи и психологи из Института психологии РАН провели исследование среди представителей разных поколений россиян и изучили отношение к глобальным рискам у современной молодежи в 2012 г.7. Масштабное исследование по поводу мифов, связанных с зетами, осуществили эксперты Высшей школы экономики8. Они пришли к выводу, что многие специфические черты поколения Z могут быть следствием прохождения определенных возрастных стадий, поэтому необходимо учитывать естественную динамику развития личности, когнитивных функций и созревания нервной системы, которое, по современным данным, длится значительно дольше, чем полагалось ранее.