По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Трудовые ценности нового поколения студентов вузов

Для студентов бакалавриата интерес к делу важен не меньше, чем достойная зарплата. Дальше в списке приоритетов — надёжность и соответствие работы полученным знаниям. И лишь на пятом месте — карьерные притязания. Конфигурация приоритетов может меняться в зависимости от гендера, возраста, профиля обучения и других факторов. Таковы результаты исследования аспиранта кафедры экономической социологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Аниты Поплавской. Статья с итогами работы опубликована в журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».

Трудовые ценности, т.е. предпочтения человека в работе, — отправная точка в построении мотивации и карьеры. Трудовые ценности делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с содержанием работы, с удовольствием от неё. А вторые — это выгоды от работы: материальные (зарплата, карьера, социальный пакет) или нематериальные (уважение, защищённость и т.п.).

В исследовании использовались данные онлайн-опроса, проведённого весной 2020 г. в рамках «Мониторинга студенческого опыта» консорциума «Доказательная цифровизация для успеха студентов». В опросе участвовали 5000 студентов из 8 региональных вузов.

В ведущую пятёрку ценностей вошли высокая зарплата (63 % ответов), личная заинтересованность в работе (61 %), надёжность работы (46 %), её соответствие знаниям и умениям студента (41 %) и перспективы карьерного роста (37 %). Вслед за ними идёт дружный коллектив (33 %). Потом — с отрывом — гибкий график, опции мобильности, соответствие работы мировоззрению и возможность создавать что-то новое.

Факторный анализ позволил выделить семь типов ценностей: полезность — моральное обоснование важности работы её общественной пользой; саморазвитие — желание проявлять инициативу на работе и создавать новый продукт; материальное продвижение — значимы приличный заработок и карьера; надёжность — ценность стабильности работы; общение — благоприятная обстановка в коллективе; мобильность — командировки, стажировки за границей; гибкость — значимость гибкого графика.

На основе данных регрессионного анализа автор делает следующие выводы.

Для девушек важно общение на работе. Остальные коллективистские трудовые ценности, вопреки гипотезе, менее значимы, чем для юношей. Инициатива для студенток тоже не приоритет, в отличие от надёжности работы.

В отношении гибкого графика результаты неожиданные. Считается, что женщины ориентированы на частичную занятость и гибкий режим. Исследование этого не подтвердило. Это может быть связано с тем, что девушки в сравнении с юношами чаще трудятся полный рабочий день, а также с тем, что опрашивались студентки, которые во время обучения могли приоритизировать чёткий график и лишь потом, создав семью, могли переориентироваться на гибкость.

Для Цитирования:
Трудовые ценности нового поколения студентов вузов. Ректор ВУЗа. 2022;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: