Трудовые ценности — это предпочтения человека в работе, отправная точка в построении мотивации и карьеры. Трудовые ценности делятся на внутренние и внешние. Первые связаны с содержанием работы, с удовольствием от нее. А вторые — это выгоды от работы, материальные (зарплата, карьера, социальный пакет) или нематериальные (уважение, защищенность и т. п.).
Данные приоритеты влияют на карьеру человека, они сказываются на выборе профессиональной стези, удовлетворенности работой и профессиональных достижениях. Внутренне мотивированный работник более продуктивен и успешен на рынке труда.
Кроме того, с помощью факторного анализа исследовательница классифицировала трудовые ценности. Получилось семь типов. Два из них — полезность и саморазвитие — отражают внутренние ценности. Остальные пять — материальное вознаграждение и продвижение, надежность, общение, мобильность и гибкость — это внешние ценности. Статья с итогами работы опубликована в международном научном журнале «Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены».
Распространено мнение, что для молодежи главное в работе — это высокий доход и стремительная карьера. Но так ли прагматичны в действительности новички на рынке труда?
На деле для студентов бакалавриата интерес к делу важен не меньше, чем достойная зарплата. Дальше в списке приоритетов — надежность и соответствие работы полученным знаниям. И лишь на пятом месте — карьерные притязания. Однако конфигурация приоритетов может меняться в зависимости от гендера, возраста, профиля обучения и других факторов.
В пятерку ведущих вошли высокий заработок и интерес к делу, надежность работы, ее соответствие компетенциям и карьерные перспективы.
Опросы работодателей закономерно выявляют иные ожидания. Большая часть руководителей компаний выделяют личный интерес к работе как необходимую характеристику молодых сотрудников. Следующие по значимости — умение брать на себя ответственность и навыки командной работы.
Иными словами, работодатели рассчитывают на внутренние трудовые ценности у молодежи, а она сама скорее придерживается внешних ценностей. Для преодоления разрыва нужно понять, как конструируются трудовые предпочтения учащихся. На этом и сконцентрировалась в своем исследовании Анита Поплавская.