Согласно ст. 2 ТК РФ, к задачам трудового законодательства относится правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по обязательному социальному страхованию.
Заключение работником трудового договора и осуществление трудовой деятельности связаны с приобретением работником страхового и трудового стажа, в том числе специального трудового стажа, приобретение которых становится затем основанием для возникновения социально-обеспечительных прав1, в частности права на получение пенсионных прав, права на пособия; граждане имеют право на получение бесплатной медицинской помощи, социальных услуг и др.
Одним из юридических фактов, влекущих возникновение социальнообеспечительных отношений между работником и государством (уполномоченным государством органом) либо работником и негосударственными организациями, могут быть социальнообеспечительные договоры.
Договор негосударственного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» представляет собой соглашение между фондом и вкладчиком фонда, в соответствии с которым вкладчик обязуется уплачивать пенсионные взносы в фонд, а фонд обязуется выплачивать участнику (участникам) фонда негосударственную пенсию.
Исследователи в области права социального обеспечения указывают, что категория договора утратила отраслевую принадлежность. Договор в целом, оторвавшись от сферы сугубо цивилистической, приобрел значение универсального инструментария [1].
Договорные конструкции, как отмечалось, применяются за пределами гражданского оборота [1]. Исключением не является и отрасль права социального обеспечения, которая в советский период сформировалась как публичная отрасль права, при переходе России к рыночной экономике, изменению модели социального обеспечения в настоящее время обладает единством публичных и частных начал правового регулирования.