По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 373.1

Трудовое воспитание в школах формирует ответственность и готовит ребят к будущей семейной жизни

Трудовое воспитание развивает у дошкольников и школьников трудолюбие, ответственное отношение к своему труду и его результатам, уважение к труду других, а также готовит ребят к будущей самостоятельной, в том числе семейной, жизни. Федеральным законом от 04.08.2023 № 479-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”» закреплен ряд важных положений, касающихся прав и обязанностей образовательной организации и обучающихся в сфере трудового воспитания. В чем важность этих изменений в законодательстве? Насколько актуально сегодня приучать детей к труду в детских садах и школах? Об этом в эфире онлайн-программы «Образовательная среда» рассказала заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания Оксана Шестакова.

«Сегодня школа может организовывать общественно полезный труд подростков. Говоря простыми словами, учитель сейчас может попросить ученика, например, вытереть доску или убрать рабочее место и не думать о том, что он привлек ребенка вне образовательной программы, не получив согласия родителя. При этом формы и виды общественного труда образовательная организация определяет самостоятельно», — подчеркнула Оксана Шестакова.

Заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания отметила, что в советской школе существовали различные формы и виды общественно полезного труда: дежурство по классу, генеральная уборка кабинетов, рекреаций и пришкольной территории и многие другие. Однако принятый в 2012 г. Закон «Об образовании» ограничил трудовое воспитание — привлекать учеников к труду в школах можно было только в рамках образовательной программы, и все виды и формы трудовой деятельности должны были быть прописаны в основной образовательной программе соответствующей ступени обучения. Теперь благодаря принятым изменениям образовательная организация не только вновь может привлекать учащихся к труду, направленному на поддержание чистоты и порядка, но и обязана содействовать их участию в общественно полезном труде, в том числе за рамками освоения образовательных программ, при условии соблюдения требований трудового законодательства.

«Поправки к федеральному закону сегодня возвращают традиции привлечения детей к общественно полезному труду: уборке рабочего места и приведению его в порядок, бережному отношению к школьному имуществу», — отметила Оксана Шестакова.

Она обратила внимание на то, что программа по предмету «Технология» имеет модульный характер и внутри программы есть инвариантные модули, которые предполагают формирование у школьников навыков обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.

«Трудовое воспитание нужно рассматривать в том числе и как подготовку к семейной жизни. И приготовление сырников, и шитье фартуков — это важная составляющая при формировании гендерных моделей поведения. У мальчиков это умение работать молотком, отверткой, дрелью. И мне жаль, что в прошлые годы некоторые образовательные организации заменили такие уроки на другие предметы, вводили, например, информационные технологии. Сегодня рабочая программа по предмету “Технология” содержит модуль, который подразумевает эти виды деятельности и должен быть реализован в образовательной организации», — рассказала Оксана Шестакова.

Для Цитирования:
Трудовое воспитание в школах формирует ответственность и готовит ребят к будущей семейной жизни. Вопросы культурологии. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: