«Сегодня школа может организовывать общественно полезный труд подростков. Говоря простыми словами, учитель сейчас может попросить ученика, например, вытереть доску или убрать рабочее место и не думать о том, что он привлек ребенка вне образовательной программы, не получив согласия родителя. При этом формы и виды общественного труда образовательная организация определяет самостоятельно», — подчеркнула Оксана Шестакова.
Заместитель директора по научной работе Института изучения детства, семьи и воспитания отметила, что в советской школе существовали различные формы и виды общественно полезного труда: дежурство по классу, генеральная уборка кабинетов, рекреаций и пришкольной территории и многие другие. Однако принятый в 2012 г. Закон «Об образовании» ограничил трудовое воспитание — привлекать учеников к труду в школах можно было только в рамках образовательной программы, и все виды и формы трудовой деятельности должны были быть прописаны в основной образовательной программе соответствующей ступени обучения. Теперь благодаря принятым изменениям образовательная организация не только вновь может привлекать учащихся к труду, направленному на поддержание чистоты и порядка, но и обязана содействовать их участию в общественно полезном труде, в том числе за рамками освоения образовательных программ, при условии соблюдения требований трудового законодательства.
«Поправки к федеральному закону сегодня возвращают традиции привлечения детей к общественно полезному труду: уборке рабочего места и приведению его в порядок, бережному отношению к школьному имуществу», — отметила Оксана Шестакова.
Она обратила внимание на то, что программа по предмету «Технология» имеет модульный характер и внутри программы есть инвариантные модули, которые предполагают формирование у школьников навыков обслуживающего и хозяйственно-бытового труда.
«Трудовое воспитание нужно рассматривать в том числе и как подготовку к семейной жизни. И приготовление сырников, и шитье фартуков — это важная составляющая при формировании гендерных моделей поведения. У мальчиков это умение работать молотком, отверткой, дрелью. И мне жаль, что в прошлые годы некоторые образовательные организации заменили такие уроки на другие предметы, вводили, например, информационные технологии. Сегодня рабочая программа по предмету “Технология” содержит модуль, который подразумевает эти виды деятельности и должен быть реализован в образовательной организации», — рассказала Оксана Шестакова.