Глобальный процесс цифровизации социальных и экономических отношений стал отличительной чертой современного общества. В конце ХХ в. ученые всерьез заговорили о трансформации социальных и экономических отношений под влиянием информационных и коммуникационных технологий. Американский ученый из Массачусетского университета Николас Негропонте сформулировал концепцию электронной (цифровой) экономики и выделил преимущества новой экономики по сравнению со старой экономикой в связи с интенсивным развитием и использованием информационно-коммуникационных технологий. В 1995 г. он ввел в употребление термин «цифровая экономика» (digital economy) [1].
В Российской Федерации термин «цифровая экономика» введен в правоприменительную практику Указом Президента Российской Федерации от 09.05.2017 №203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы», который положил начало новому этапу экономического развития общества в России — цифровой экономики, которая, безусловно, оказывает влияние и на сферу трудовых отношений.
Одним из ключевых факторов цифровой экономики в области трудового права является «глобальное упрощение кадрового документооборота, сопровождающееся отказом от излишних документов, процедур и согласований с одновременным его переводом в электронный формат» [2].
Внедрение цифровых технологий в социально-трудовую сферу России предполагает необходимость перехода на кадровый цифровой документооборот и ведение большого количества документов в электронном виде, безусловно, потребует внесение изменений в правовую регламентацию трудовых отношений .
Первым этапом внедрения цифровых технологий в социально-трудовую сферу явился переход на электронные трудовые книжки, который предусмотрен федеральным законом от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде» (далее — федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ, ФЗ № 439), который законодательно закрепил ведение кадрового документооборота и определил подходы к его ведению. Федеральным законом № 436-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» [3] возложена обязанность на работодателей представлять с 1 января 2020 г. в информационную систему Пенсионного фонда России сведения о трудовой деятельности работников.