В Астрахани сотни лет пересекаются каспийские морские и волжские речные пути. Это и обусловило создание в устье реки Волги морского порта Астрахань. История Астрахани как порта ведет отсчет с петровских времен.
Во второй половине XIX века Астрахань как портовый город по числу паровых судов занимала второе место в России, уступая только Одессе, а по числу парусных судов — первое. Важную роль уже в то время порт играл в перевозке нефти и нефтепродуктов.
Именно с отраслью астраханского торгового флота связана трудовая семейная династия Дубовых. Династия объединяет три поколения: дед Иван Петрович Дубовой, его сын Геннадий Дубовой и внук Андрей Дубовой. Общий трудовой стаж семьи речников-моряков составляет 104 года.
Иван Дубовой, уроженец с. Катричева Волгоградской области, старший из 11 детей в семье, в 14 лет уехал в Астрахань, чтобы в большом городе найти работу и помогать семье. В 1927 году он окончил краткосрочные курсы судовых механиков и с 15 лет начал работать «масленщиком».
В те годы персонал машинной команды судна шутя разделяли на «масленщиков» и «духов». Это разделение было унаследовано от тех времен, когда флот состоял из пароходов. В энергетическую установку парохода входили паровой котел и паровая машина, общий уровень автоматизации производственных процессов был очень низок. «Масленщики», выполняя свои обязанности по уходу за паровой машиной, почти постоянно ходили с масленкой и смазывали те или иные узлы машины, на ощупь определяли степень нагрева поверхностей. «Духи», обслуживая котел, лопатами брали из бункера уголь и забрасывали его в топку, а из топки выгребали шлак. Первые всегда ходили перепачканные маслом, а вторые — с въевшейся в кожу лица и рук угольной пылью.
Примерно в конце 1940-х годов суда стали оснащать автоматикой, котельные установки были переведены на работу на жидком топливе, появились центральные посты управления энергетическими установками, стали широко применяться системы автоматического контроля параметров. К тому времени Иван вырос до судового механика.