По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.538–057.875 (575.2) DOI:10.33920/pol-01-2105-05

Трудоустройство и карьера выпускников в Кыргызстане

Салморбекова Рита Бобуевна Международный университет Ала-Тоо Кыргызская Республика, 720082, г. Бишкек, ул. Тон 107, E-mail: r.salmorbekova@mail.ru
Сапаргали кызы Жанара Евразийский национальный университет Республика Казахстан, г. Караганда, Степной–2, д. 2/4, кв. 25, E-mail: zhakonya1985@mail.ru

В данной статье отражены результаты онлайн-опроса по проблемам трудоустройства выпускников, имеющих высшее образование. По нашим наблюдениям, имеющие высшее образование выпускники не смогут найти работу после получения диплома. В связи с этим была необходимость выявить причины безработицы выпускников вузов Кыргызской Республики. Исследованием охвачены проблема качества полученного образования, трудоустройство выпускников, успешность карьерного роста и их место работы. По результатам исследования после получения диплома о высшем образовании быстрее нашли работу выпускники бюджетного обучения, чем контрактники. Но выпускники нашли работу не по специальности. Одна четвертая часть работает в сфере услуг — продавец, повар, официант, курьер и т. д. В связи с пандемией даже работающие в сфере услуг остались временно безработными. Большинство респондентов отметили, что по специальности найти работу очень трудно, чтобы найти по специальности, потребуется время. Выпускник находится часто в режиме ожидании, когда сотрудника уволят или сотрудник выйдет на пенсию, в отпуск без содержания. Таким образом, получив высшее образование в Кыргызстане, трудоустроиться очень трудно, конкуренция большая, и заработная плата в государственных учреждениях минимальная, даже на проживание не хватает. Главной помехой при трудоустройстве является стаж или опыт работы выпускников, но, к сожалению, всем известно, что у вчерашнего выпускника нет ни стажа, ни опыта работы. Многих работодателей интересуют сотрудники с опытом работы. Дефицит кадров создаются искусственно.

Литература:

1. Бегалиева Д. А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании // Актуальные проблемы современной науки, образования и воспитания: материалы межд. научно-практической конференции. — Вестник КГУ им. И. Арабаева. — Бишкек, 2014. — С. 89–91.

2. Беделбаева А. З. Международная интеграция высшего образования Кыргызстана: проблемы и перспективы // Вестник КНУ им. Ж. Баласагына. — Бишкек, 2017. — № 4 (92). — С. 165–172.

3. Рыскулов С. К. Об академической степени PHD и о проблемах подготовки научных кадров // Высшее образование Кыргызской Республики. — Бишкек: EdNet, 2012. — № 4/18. — С. 9–12.

4. Концепция развития образования в Кыргызской Республике до 2020 года [Текст] // Сборник нормативноправовых документов начального профессионального образования Кыргызской Республики. — Бишкек, 2010. — С. 73–95.

5. Салморбекова Р. Б. Механизм ОРТ (общереспубликанское тестирование) — это борьба с коррупцией в Кыргызской Республике // Образование и наука: вопросы теории и практики. — М.: 2015. — С. 193–197.

6. Ташполотов Ы. Доступность и конкурентоспособность высшего образования в Кыргызстане в контексте интеграции образовательных систем // Центральная Азия: основные направления и перспективы развития в условиях глобализации: материалы межд. науч. конференции. — Тегеран — Бишкек, 2008. — С. 462–467.

7. http://www.stat.kg/ru/

1. Begalieva D. A. On key competencies and competence-based approach in education [Text] / DA Begalieva // Actual problems of modern science, education and upbringing: materials of the International scientific and practical conference. — Bulletin of KSU im. I. Arabaeva. — Bishkek, 2014. — S. 89–91.

2. Bedelbaeva A. Z. International integration of higher education in Kyrgyzstan: problems and prospects [Text] / A. Z. Bedelbaeva. — Vestnik KNU them. J. Balasagyn-Bishkek, 2017. — No. 4 (92). — P. 165–172.

3. Ryskulov, S. K. On the academic degree of PHD and on the problems of training scientific personnel [Text]: / SK Ryskulov, KT Berdibaeva // Higher education of the Kyrgyz Republic. — Bishkek: EdNet, 2012. — No. 4/18. — S. 9–12.

4. Concept for the development of education in the Kyrgyz Republic until 2020 [Text] // Collection of regulatory documents of primary vocational education of the Kyrgyz Republic. — Bishkek, 2010. — P. 73–95.

5. Salmorbekova RB. ORT mechanism (nationwide testing) is the fight against corruption in the Kyrgyz Republic // Education and Science: Questions of Theory and Practice. — M., 2015. — S. 193–197.

6. Tashpolotov, Y. Availability and competitiveness of higher education in Kyrgyzstan in the context of the integration of educational systems [Text] / N. Tashpolotov // Central Asia: main directions and development prospects in the context of globalization: materials of the Int. scientific. conferences. — Tehran-Bishkek, 2008. — Р. 462–467.

7. http://www.stat.kg/ru/

В Кыргызстане число зарегистрированных безработных год за годом растет, причем последние данные национального статистического комитета КР показывают, что в 2018 г. зарегистрировано 70 869 безработных. Для сравнения: в 2019 г. 76 101 [7] человек, значит, на 5323 человека больше зарегистрировались как безработные. Среди них имеющих высшее образование в 2019 г. было 4906 [7] человек. По половому признаку мужчин больше (39 282), чем женщин (36 819). В связи с пандемией число безработных в Кыргызстане еще больше выросло. Независимая группа социологов для определения причины безработицы среди выпускников вузов в онлайн-режиме проводила опрос в период с сентября по октябрь 2020 г. в целях выявления трудоустройства выпускников в зависимости от формы обучения (контракт, бюджет).

При проведении исследования нами использован метод снежного кома через программу google form. Для отбора выпускников в основном применены следующие критерии: выпускники государственных вузов; наличие соответствующих дипломов. Всего в онлайн-опросе участвовало 700 выпускников, которые окончили вуз за последнее 5 лет, имеют диплом о высшем образовании.

Согласно результатам онлайнопроса полученное образование считают качественным подавляющее большинство респондентов. Определенная часть выпускников не смогли ответить на данный вопрос, что определенным образом отражает качество полученного образования. Данные представлены в табл. 1.

В целом 44,7 % выпускников считают свое образование качественным независимо от формы обучения. В то же время 19,3 % (бюджет) и 21,5 % (контракт) опрошенных оценили, что не получили качественное образование. Объяснили тем, что во время трудоустройства для себя выяснили, что получили только теоретическое образование, они не владеют своей профессией как практической деятельностью. Данные представлены в табл. 2.

Сразу после окончания университета быстро нашли работу 29,0 % бюджетников, несколько меньше контрактников — 25,6 %. В целом расхождения по форме обучения при трудоустройстве незначительны. Не по специальности работают больше бюджетники, разница в показателях составляет 3,9 %. Работу не нашли 3,1 % бюджетников и несколько больше контрактников — 5,9 %. Данные представлены в табл. 3.

Для Цитирования:
Салморбекова Рита Бобуевна, Сапаргали кызы Жанара, Трудоустройство и карьера выпускников в Кыргызстане. Социальная политика и социальное партнерство. 2021;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: