Главной функцией социального педагога является посредничество между воспитанником и окружающим его обществом. Социальный педагог может и должен обеспечивать защиту прав детей, защищать права и интересы во время нарушения прав воспитанника и воспитанником; налаживать контакты между специалистами — работниками системы социального обеспечения, оказывающими помощь выпускникам, членами министерства внутренних дел, организациями здравоохранения, общественными организациями.
С 2018 г. по инициативе авторов на основе данной темы проведены социологические исследования. В исследовании использованы качественные и количественные методы социологии. Проведен экспертный опрос, всего в этом опросе участвовало 48 экспертов. В массовом опросе опрашивалось 596 воспитанников детских домов и социальных сирот. Анализировали полученные результаты в программе SPSS-22.
В опросе участвовали воспитанники от 9 до 17 лет. Из них 40,3 % — девочки и 59,7 % — мальчики. Опрос был проведен в следующих учреждениях: школа-интернат № 11 им. В. Терешковой в г. Ош, школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей, им. М. Раззакова в г. Узген, школа интернат № 13 им. И. Абдырахманова в г. Кызыл-Кыя Баткенской области, детский дом-интернат Военно-Антоновка в Чуйской области, ОО «Движение вперед», ОФ «Светлый путь» и детский дом «Алтын уя» в г. Бишкек.
На вопрос, с какими трудностями сталкиваются воспитатели детей в детских домах, эксперты отвечают следующее: 43,5 % — из-за нехватки условий в детских домах воспитателям неудобно работать, 48,6 % — психологический низкий уровень развития у детей, 7,9 % — нехватка опытных воспитателей. Почти все респонденты указали на маленькую зарплату воспитателей и подчеркнули, что отсутствует мотивация на рабочем месте.
Для оценки воспитателей мы задали вопрос детям детских домов: «Какую оценку вы дадите своему воспитателю?». Респонденты ответили: 53,2 % — отлично, 38,3 % — хорошо, и 8,5 % — удовлетворительно. Неудовлетворительную оценку никто из респондентов не поставил, потому что воспитателей учат уважать. Несмотря на положительные результаты (дифференциация детских домов, реабилитационные центры для несовершеннолетних и центры помощи), актуальными и важными являются проблемы у ребенка из детского дома. В ходе воспитания у детей в интернатах во многих случаях их здоровье не в удовлетворительном состоянии. Дети — воспитанники детских домов отличаются от обычных детей, выросших в семье, физическим развитием и состоянием здоровья. Каждый третий ребенок детского дома болеет рахитом, а каждый пятый — анемией.