ЕАЭС изначально создавался как Таможенный союз (2010 г.), дополненный затем соглашениями по Единому экономическому пространству (2012 г.) и Евразийскому экономическому союзу (2015 г.). И хотя ЕЭП и ЕАЭС подразумевают более глубокую степень интеграции, которая помимо общих таможенных границ включает заимствованную у Евросоюза свободу «четырех пространств» — движения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы, создание общих рынков, согласование макроэкономической политики и т. п., одним из главных показателей эффективности объединения остаются объемы взаимной торговли. Именно они чаще всего используются и для оценки состояния двухсторонних торгово-экономических отношений, будучи широко распространенным показателем уровня развития.
Евразийский союз заработал с 1 января 2015 г., и, хотя договору о его создании уже исполнилось пять лет, реально проработал он четыре полных года (2015–2018 гг.). За это время совокупный объем торговли между пятью странами ЕАЭС, исчисленный как суммарная стоимость их взаимного экспорта и импорта, увеличился в 1,3 раза — с 91,3 до 118,5 млрд долларов. Причем следует учитывать, что начало работы Союза пришлось на крайне непростой период. Для России же он стал одним из самых сложных в ее новейшей истории. После начала открытой конфронтации с Западом, вызванной украинским кризисом, введения санкций и целенаправленного обрушения курса российского рубля по отношению к доллару и евро, объемы торговли между странами ЕАЭС в долларовом выражении заметно сократились. В 2016 г. по сравнению с 2014 г. они упали на 27 %, и лишь с 2017 г. взаимная торговля вновь начала расти.
Главным экономическим партнером и рынком сбыта ЕАЭС для большинства его участников (за исключением Белоруссии) пока не стал. Но этого и не могло произойти за столь короткий период по причине преимущественно сырьевой специализации наиболее крупных экономик Союза — России и Казахстана, основные рынки сбыта которых лежат за пределами ЕАЭС. Третья по размеру экономика Союза — Белоруссия — также сильно зависит от поставляемой из РФ нефти и экспорта нефтепродуктов. Поэтому внешняя торговля для ЕАЭС в настоящее время гораздо важнее, чем внутрисоюзная. По итогам прошлого года ее объем составил 634 млрд долларов и более чем в пять раз превысил взаимный товарооборот между странами Евразийского союза.