Известно, что уже с начала 2014 г. вступает в силу закон о специальной оценке условий труда. И к этому надо быть готовым уже сегодня: изучать, анализировать, оценивать сильные и слабые его стороны с учетом действующего законодательства, добиваясь максимальной эффективности его применения для всех заинтересованных сторон.
Сразу бы хотелось отметить следующее, что эксперты по АРМ считали и считают аттестацию одним из наиболее эффективных инструментов в сфере охраны труда, доставшихся нам в наследство с советских времен. Вместе с тем, следует признать, что несмотря на это , ее применение как такого рода инструмента в условиях действующего законодательства становится проблематичным. Считаем так, несмотря на ряд, скажем так, проблем применения аттестации как инструмента. К ним относятся:
• Во-первых, слабая увязка результатов аттестации рабочих мест с тарифной политикой ФСС и ПФР. Тарифы по социальному страхованию фактически не зависят от реальных условий труда, от классов, установленных в ходе аттестации. Безусловно, это ограничивает возможности аттестации как инструмента.
• Во-вторых, это достаточно слабый государственный надзор и контроль за наличием у работодателя проведенной аттестации. Дело, скорее всего, не столько в слабости контроля именно за аттестацией, а в том, что не хватает потенциала государственного надзора и контроля обеспечения выполнения всех нормативных требований по охране труда всеми работодателями.
• В-третьих, проблема состоит в быстром росте спроса на чисто формально проведенную АРМ.
Довольно немалое число заказчиков заказывает не реальную аттестацию, а всего лишь комплект бумажных документов. Особенно часто это наблюдается в т. н. бюджетном секторе. Трудно поверить, но имели место случаи заказа аттестация за 100 руб. за рабочее место. В то же время хорошо известно, что настоящая аттестация рабочих мест, отвечающая всем требованиям норм и необходимых процедур, является весьма трудоемким и сложным мероприятием с себестоимостью не ниже определенного, адекватного уровня. Чтобы понять это, достаточно сориентироваться на показатели средней стоимости аттестации, которая составляет в непроизводственной сфере около 2000 руб., в производственной — порядка 3000 руб. Все, что существенно дешевле, — это не услуга, это профанация. И вот такая профанация стала частью рынка.