Для дорожного покрытия первостепенное значение имеют показатели прочности и морозостойкости материала, из которого покрытие изготовлено. По этим показателям общепризнанным лидером среди дорожных материалов является природный гранит. Гранитные мостовые — это прочность (более 90 Мпа на сжатие) и долговечность. Главная проблема одна: невозможно обеспечить гранитными мостовыми современные потребности в дорожном строительстве и сделать их доступными в цене.
Полусухая бетонная смесь, даже подверженная гиперпрессованию, не имеет плотной структуры.
Сегодня на рынке предлагаются различные элементы мощения: бетонная брусчатка полусухого вибропрессования, бетонные плитки и брусчатка, изготовленные методом вибролитья, элементы мощения по технологии СИСТРОМ.
Полусухая бетонная смесь укладывается в пресс-форму (матрицу), которая установлена на непрерывно вибрирующей станине. На смесь сверху до полного уплотнения давит тоже непрерывно вибрирующий пуансон (деталь, обратная матрице, идеально точно входящая в нее, как поршень в цилиндр). После этого матрица и пуансон поднимаются, оставляя в поддоне готовое изделие. Метод высокопроизводителен и допускает высокую степень автоматизации.
У тротуарной плитки, полученной методом вибропрессования, шершавая пористая поверхность. Используемый при вибропрессовании бетон имеет низкое водоцементное соотношение, что уменьшает расход цемента, обеспечивает прочность (М200–М400) и морозостойкость (Мрз 200–300 циклов) изделий.
За счет низкой стоимости изделий и высокой производительности линий способ полусухого вибропрессования по объему производства сегодня занимает лидирующее место в мире. В то же время остается нерешенным вопрос обеспечения высокой (F500 и более) морозостойкости вибропресованного бетона, а значит, не решена проблема долговечности дорожных покрытий из такого материала. А она как раз в самой основе метода. Полусухая бетонная смесь, даже подверженная гиперпрессованию, не имеет плотной структуры. Бетон после твердения имеет развитую направленную пористость, что приводит к повышенному водопоглощению и, как следствие, снижению его морозостойкости.