По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.97 DOI:10.33920/vne-04-2412-02

Триггеры инвестиционной интеграции в ЕС

Анна Алексеевна Макарова младший научный сотрудник, ФГБНУ «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е. М. Примакова Российской академии наук» (ИМЭМО РАН), Россия, 117997, г. Москва, ул. Профсоюзная, д. 23, E-mail: a.makarova@imemo.ru, ORCID: 0000-0001-7699-2243

Одной из ключевых тем современной дискуссии о будущем европейской интеграции является ее взаимосвязь с кризисами. С точки зрения интеграции «сверху» возрожденную значимость европейской кризисной риторики можно объяснить стремлениями наднациональных органов (в частности, Европейской комиссии) поместить наиболее чувствительные проблемы в доминирующее повествование с целью обрести компетенцию там, где в рыночных условиях развития не было бы предпосылок для передачи полномочий. Одной из таких областей является общая политика в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Сложившая за последние пятнадцать лет парадигма существования европейского интеграционного проекта показывает, что адаптация ЕС к кризисам происходит через ситуативное управление, что не может считаться лучшей стратегией, но имеет свои результаты. В дебатах о компетенции в области ПИИ межправительственные переговоры нельзя назвать успешными, тем не менее благодаря наднациональному предпринимательству и возведению геополитической борьбы на уровень наднациональной политики часть этой сферы сегодня контролируется на уровне ЕС. За счет трансформации внешних вызовов во внутренние угрозы европейской интеграции наднациональными органами ЕС создаются «интеграционные моменты» для преодоления разногласий между странами-членами и собственного кризиса проекта европейской интеграции. В данной статье мы приводим четыре таких кризиса: мировой финансовый кризис, кризис глобального управления, кризис глобальных стоимостных цепочек и обострение ситуации вокруг Украины после 2022 г., которые были использованы наднациональными органами ЕС в качестве «экзистенциальных угроз» общему европейскому проекту и послужили триггерами углубления интеграции в области прямых иностранных инвестиций.

Литература:

1. Krastev, I., Leonard, M. A crisis of one’s own: The politics of trauma in Europe’s election year // ECFR. [Электронный ресурс]. URL: https://ecfr.eu/publication/a-crisis-of-ones-own-the-politics-of-trauma-in-europes-election-year/ (дата обращения: 12.08.2024)

2. Cremona, M. Distinguished Essay: A Quiet Revolution — The Changing Nature of the EU’s Common Commercial Policy // European Yearbook of International Economic Law / Под ред. M. Bungenberg, M. Krajewski, C. Tams, J. Terhechte, A Ziegler. (eds). — 2017. — Т. 8. — С. 3–34. doi.org/10.1007/978-3-319-58832-2_1

3. Meunier, S. Integration by stealth: How the European Union gained competence over foreign direct investment // JCMS: Journal of Common Market Studies. — 2017. — Т. 55. — № 3. — С. 593–610. doi.org/10.1111/jcms.12528

4. State of the Union // European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/ commission/presscorner/detail/en/SPEECH_17_3165 (дата обращения: 07.07.2024)

5. China is rapidly increasing its investments towards industries with high innovative and technological content where traditionally the EU has been stronger than China // EU Science Hub. [Электронный ресурс]. URL: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/jrc-mission-statement-work-programme/facts4eufuture/china-challenges-and-prospects-industrial-and-innovation-powerhouse/china-rapidly-increasing-its-investments-towards-industries-high-innovative-and-technological_en (дата обращения: 10.08.2024)

6. Post COVID-19 value chains: options for reshoring production back to Europe in a globalised economy // European Parliament. [Электронный ресурс]. URL: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/ STUD/2021/653626/EXPO_STU(2021)653626_EN.pdf (дата обращения: 08.08.2024)

7. European industrial strategy // European Commission. [Электронный ресурс]. URL: https://commission. europa.eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fi t-digital-age/european-industrial-strategy_en#lessons-learned-from-the-covid-19-crisis (дата обращения: 11.08.2024)

8. Сидорова, Е. А., Сидоров, А. А. Стратегическая автономия Европейского Союза в экономике: концепция и проблемы реализации // Международные процессы. — 2023. — Т. 21. — № 3. — С. 119–142. doi.org/10.17994/it.2023.21.3.74.7

9. Communication from the Commission. Guidance to the Member States concerning foreign direct investment and free movement of capital from third countries, and the protection of Europe’s strategic assets, ahead of the application of Regulation (EU) 2019/452 (FDI Screening Regulation) 2020/C 99 I/01 // EUR-Lex. [Электронный ресурс]. URL: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52020 XC0326%2803%29 (дата обращения: 12.08.2024)

10. Farrell, H., Newman, A. L. Weaponized Interdependence: How Global Economic Networks Shape State Coercion // International Security. — 2019. — Т. 44. — № 1. — С. 42–79. doi.org/10.1162/isec_a_00351

11. Дынкин, А. А. Трансформация мирового порядка: экономика, идеология, технологии // Полис. Политические исследования. — 2024. — № 5. — С. 8–23. doi.org/10.17976/jpps/2024.05.02

12. Witt, M. A., Lewin, A. Y., Li, P. P., Gaur, A. Decoupling in international business: Evidence, drivers, impact, and implications for IB research // Journal of World Business. — 2023. — Т. 58. — № 1. — Ст. 101399. doi.org/10.1016/j.jwb.2022.101399

13. Tang, R. W. Institutional unpredictability and foreign exit−reentry dynamics: The moderating role of foreign ownership // Journal of World Business. — 2023. — Т. 58. — № 2. — Ст. 101389. doi.org/10.1016/j. jwb.2022.101389

14. Investment Guarantees Interim Report 2024 // Federal Ministry for Economic Affairs and Climate Action. [Электронный ресурс]. URL: https://investitionsgarantien.de/_Resources/Persistent/1/8/f/3/18f34c191989 e6c84ca26adbaaef107f5fe8bdc3/BMWK_Investment%20Guarantees_H1_2024-EN--2.pdf (дата обращения: 14.08.2024)

15. German foreign direct investment in 2022-23 // Bundesbank. [Электронный ресурс]. URL: https://www.bundesbank.de/en/press/press-releases/german-foreign-direct-investment-in-2022-23-933292 (дата обращения: 12.08.2024)

16. Костян, О. А. Текущие меры правовой защиты инвестиций в условиях международного давления на российскую экономику // Экономика. Право. Общество. — 2023. — Т. 8. — № 1. — С. 35–42. doi.org/10.21686/2411-118X-2023-1-35-42

17. EU protects sanctions against Russian and Belarussian investors under Energy Charter Treaty // European Commission. Directorate-General for Trade. [Электронный ресурс]. URL: https://policy.trade.ec.europa.eu/news/ eu-protects-sanctions-against-russian-and-belarussian-investors-under-energy-charter-treaty-2024-07-03_en (дата обращения: 14.09.2024)

1. Krastev, I., Leonard, M. (2024). A crisis of one’s own: The politics of trauma in Europe’s election year. ECFR. — Available at: https://ecfr.eu/publication/a-crisis-of-ones-own-the-politics-of-trauma-in-europes-election-year/ (accessed: 12.08.2024)

2. Cremona, M. (2017). Distinguished Essay: A Quiet Revolution — The Changing Nature of the EU’s Common Commercial Policy. In: Bungenberg M., Krajewski M., Tams C., Terhechte J., Ziegler A. (eds). European Yearbook of International Economic Law. Vol. 8, pp. 3-34. doi.org/10.1007/978-3-319-58832-2_1

3. Meunier, S. (2017). Integration by stealth: How the European Union gained competence over foreign direct investment. JCMS: Journal of Common Market Studies. Vol. 55, no.3, pp. 593–610. doi.org/10.1111/jcms.12528

4. European Commission (2017). State of the Union. — Available at: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/SPEECH_17_3165 (accessed: 07.07.2024)

5. EU Science Hub (2019). China is rapidly increasing its investments towards industries with high innovative and technological content where traditionally the EU has been stronger than China — Available at: https://joint-research-centre.ec.europa.eu/jrc-mission-statement-work-programme/facts4eufuture/china-challenges-and-prospects-industrial-and-innovation-powerhouse/china-rapidly-increasing-its-investments-towards-industries-high-innovative-and-technological_en (accessed: 10.08.2024)

6. European Parliament (2021). Post Covid-19 value chains: options for reshoring production back to Europe in a globalised economy. — Available at: https://www.europarl.europa.eu/RegData/etudes/STUD/2021/653626/ EXPO_STU(2021)653626_EN.pdf (accessed: 08.08.2024)

7. European Commission (2024). European industrial strategy. — Available at: https://commission.europa. eu/strategy-and-policy/priorities-2019-2024/europe-fit-digital-age/european-industrial-strategy_en#lessons-learned-from-the-covid-19-crisis (accessed: 11.08.2024)

8. Sidorova, E. A., Sidorov, A. A. (2023). Strategicheskaia avtonomiia Evropeiskogo Soiuza v ekonomike: kontseptsiia i problemy realizatsii [EU Strategic Autonomy in the Economy]. Mezhdunarodnye protsessy [International Trends]. Vol. 21, no. 3, pp. 119–142. doi.org/10.17994/it.2023.21.3.74.7. (In Russian)

9. EUR-Lex (2020). Communication from the Commission. Guidance to the Member States concerning foreign direct investment and free movement of capital from third countries, and the protection of Europe’s strategic assets, ahead of the application of Regulation (EU) 2019/452 (FDI Screening Regulation) 2020/C 99 I/01. — Available at: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/EN/TXT/?uri=celex%3A52020XC0326%2803%29 (accessed: 12.08.2024)

10. Farrell, H., Newman, A. L. (2019). Weaponized Interdependence: How Global Economic Networks Shape State Coercion. International Security. Vol. 44, no. 1, pp. 42–79. doi.org/10.1162/isec_a_00351

11. Dynkin, A.A. (2024). Transformatsiia mirovogo poriadka: ekonomika, ideologiia, tekhnologii [World order transformation: economy, ideology, technology]. Polis. Politicheskie issledovaniia [Polis. Political Studies]. No. 5, pp. 8–23. doi.org/10.17976/jpps/2024.05.02. (In Russian)

12. Witt, M. A., Lewin, A. Y., Li, P. P., Gaur, A. (2023). Decoupling in international business: Evidence, drivers, impact, and implications for IB research. Journal of World Business. Vol. 58, no. 1, art. 101399. doi.org/10.1016/j.jwb.2022.101399

13. Tang, R. W. (2023). Institutional unpredictability and foreign exit−reentry dynamics: The moderating role of foreign ownership. Journal of World Business. Vol. 58, no. 2, art. 101389. doi.org/10.1016/j.jwb.2022.101389

14. Federal Ministry for Economic Aff airs and Climate Action (2024). Investment Guarantees Interim Report. 2024 — Available at: https://investitionsgarantien.de/_Resources/Persistent/1/8/f/3/18f34c191989e6c84ca26ad baaef107f5fe8bdc3/BMWK_Investment%20Guarantees_H1_2024-EN--2.pdf (accessed: 14.08.2024)

15. Bundesbank (2024). German foreign direct investment in 2022-23. — Available at: https://www.bundesbank.de/en/press/press-releases/german-foreign-direct-investment-in-2022-23-933292 (accessed: 12.08.2024)

16. Kostyan, O. A. (2023). Tekushchie mery pravovoi zashchity investitsii v usloviiakh mezhdunarodnogo davleniia na rossiiskuiu ekonomiku [Current Measures of Investments’ Legal Protection in the Context of International Pressure on the Russian Economy]. Ekonomika. Pravo. Obshchestvo [Economics. Law. Society]. Vol. 8, no.1, pp. 35–42. doi.org/10.21686/2411-118X-2023-1-35-42. (In Russian)

17. European Commission. Directorate-General for Trade (2024). EU protects sanctions against Russian and Belarussian investors under Energy Charter Treaty. — Available at: https://policy.trade.ec.europa.eu/news/ eu-protects-sanctions-against-russian-and-belarussian-investors-under-energy-charter-treaty-2024-07-03_en (accessed: 14.09.2024)

Дата поступления рукописи в редакцию: 12.10.2024

Дата принятия рукописи в печать: 23.11.2024

Одной из ключевых тем современной дискуссии о будущем европейской интеграции является ее взаимосвязь с кризисами. Оптимистичные голоса внушают, что через кризисы Европа укрепляет свою солидарность, как завещал Жан Монне. Скептики же разделяют кризисы на экзистенциальные угрозы, способствующие сплочению, и собственные кризисы, являющиеся таковыми только для определенных обществ, когда одни думают о «конце месяца», в то время как другие говорят о «конце света» [1].

С точки зрения интеграции «сверху» возрожденную значимость европейской кризисной риторики с 2010 г. можно объяснить стремлениями наднациональных органов (в частности, Европейской комиссии) поместить сегодняшние проблемы в доминирующее повествование с целью обрести компетенцию там, где в нормальных условиях развития не было бы предпосылок для передачи полномочий. Одной из таких областей является общая политика в сфере прямых иностранных инвестиций (ПИИ). В данной статье мы приводим четыре внешних шока: мировой финансовый кризис, кризис глобального управления, кризис глобальных стоимостных цепочек и обострение украинского кризиса после 2022 г., которые, с нашей точки зрения, были использованы наднациональными органами ЕС в качестве экзистенциальных угроз общему европейскому проекту для создания «интеграционных моментов» в области ПИИ.

Точкой отсчета в европейской интеграции в области ПИИ можно считать мировой финансовый кризис, в разгар которого был принят Лиссабонский договор, вносящий изменения в функционирование ЕС как интеграционного сообщества. С тех пор ПИИ стали частью общей торговой политики ЕС с вытекающими отсюда последствиями в виде исключительной компетенции наднациональных органов Союза.

Обычно выведение какой-либо области из-под суверенного ведения государства на наднациональный уровень имеет под собой веские материальные и функциональные основания, с которыми согласны все страны-члены. В противном случае терялся бы смысл принесения в жертву суверенитета. По этой причине вопросы об углублении интеграции в ЕС зачастую носят характер длительных дебатов, а результат зависит от силы сторон и веса аргументов. Любопытным является то, что в деле выведения ПИИ под управление Союза дебаты были публично не заметны, причем настолько, что это даже назвали «тихой революцией» [2] в интеграции ЕС, поскольку основания для передачи компетенции нельзя было назвать весомыми. В части привлечения ПИИ каждое государство имело право применять свой режим, более или менее благоприятный, в зависимости от целей проводимой политики и зрелости внутреннего рынка. Так, например, использовались налоговые поощрения для иностранных инвесторов, меньшие требования к локализации и местному содержанию, реже — наоборот, высокие стандарты, бюрократические и технические сложности наряду с прочими косвенными барьерами. Таким образом, наблюдалась так называемая конкуренция юрисдикций внутри ЕС, следствием которой была асимметричность накопленных запасов ПИИ, что с точки зрения развития интеграции было нежелательным для наднациональных органов, но устраивало страны-члены чистые реципиенты (см. рисунок).

Для Цитирования:
Анна Алексеевна Макарова, Триггеры инвестиционной интеграции в ЕС. Международная экономика. 2024;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: