Земельная реформа завершилась созданием нового строя, новой системой земельных отношений, новой системой ведения земельного кадастра. Земельная реформа в Казахстане наряду с основными направлениями диктовала необходимость перераспределения земель в случае преобразования колхозов и разгосударствления и приватизации совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий, предоставление гражданам земель для ведения крестьянского хозяйства. К началу земельной реформы в Казахстане было более 2000 совхозов и 400 колхозов. Коренные преобразования земельных отношений выдвигают необходимость внесения изменений в принципы и методы управления земельными ресурсами и их научно-методического обоснования путем проведения научных исследований по изучению сложившейся системы землепользований.
Для исследования тенденций изменения структуры землепользований использовались эконометрические методы. Сначала применялась описательная статистика и анализ изменения в составе всех типов хозяйствующих субъектов в аграрном рынке. Во-вторых в соответствии с логикой изложения мы объясняем сложившиеся размеры сельскохозяйственных субъектов, используя анализ временных рядов. В частности, мы показываем динамику изменения площадей хозяйствующих субъектов в аграрной сфере, связанной с проведенной земельной реформой. Показываем тенденцию роста концентрации земель и увеличения размеров землепользований.
Прошедшие десятилетия вошли в историю по совокупности ряда факторов.
Среди них:
1991 — распад СССР, создание 15 суверенных государств на базе 15 союзных республик;
1991 — отказ от развития совхозов — крупных государственных образований в сфере сельского хозяйства;
образование массы крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и товариществ.
Тридцать лет и три крупных передела. Среди последних — крушение крупнейшей империи и реформирование сельского хозяйства, отказ от идеи социализма и создание крупных социалистических народных объединений к распаду последних на мелкие, частные хозяйства по примеру Европы и Америки.