По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Три века под водой

Марина Денисова Государственный Эрмитаж
Ключевые слова:

В 2014 году после проведения подводных раскопок на месте гибели трехмачтового торгового судна «Архангел Рафаил» в Балтийском море в Государственный Эрмитаж археологами был передан уникальный корабельный костюмный комплекс. О том, какие уникальные методики были использованы для его сохранения и реставрации, читайте в этой статье.

Торговое судно «Архангел Рафаил», построенное в Любеке в 1693 году и принадлежавшее голландскому купцу Герману Майеру, было раздавлено льдами в акватории пролива Бьёркезунд в октябре 1724 года1 . В 2005 году оно было включено в список 100 наиболее ценных подводных памятников Балтики. Весной 2014 года в ходе совместной экспедиции Института археологии РАН и АНО «Национальный центр подводных исследований»2 (Санкт-Петербург) с этого корабля среди прочих предметов были подняты из воды кафтан и штаны, которые могут быть датированы концом XVII – началом XVIII века. Первый осмотр реставраторами был проведен еще на базе археологов, где предметы хранились под открытым небом в больших емкостях, заполненных водой. Осмотр показал, что все ткани загрязнены, пропитаны вязкой коричневой субстанцией с характерным запахом дегтя, имели пятна, деформации, разрывы и сечения.

Цвет тканей кафтана выглядел как темно-коричневый.

Местами на кафтане были видны старые починки: штопки, зашивки на правом рукаве у локтя, заплаты. Со единительные швы кафтана имели повреждения, особенно заметные на подоле.

Оплетенные пуговицы и петли также были покрыты плотным маслянистым слоем загрязнений, качественный состав нитей оплетки под загрязнениями был непонятен. Сохранность тканей штанов оказалась не лучше: значительный фрагмент пояса был утрачен, соединительные швы частично разорваны.

В Лабораторию научной реставрации тканей Государственного Эрмитажа предметы были переданы в июне 2014 года. Работа с предметами началась с досконального визуального осмотра, в результате которого сделано подробное описание. Крой кафтана характерен для подобной западноевропейской одежды конца XVII – первой четверти XVIII века. Кафтан тонкого шерстяного сукна на подкладке шерстяного стамеда (шерстяная ткань саржевого переплетения), приталенный, с фалдами, с боковыми разрезами и разрезом сзади, без воротника, с обшлагами на рукавах (имитация наличия камзола и кафтана), с карманами, закрытыми сверху карманными клапанами, с застежкой на пуговицы до линии талии, с многочисленными декоративными пуговицами и петлями. Сохранились все 94 пуговицы. Интересно, что пуговицы пришиты слева, петли — справа. Как правило, расположение пуговиц и петель застежки на подобной мужской одежде МУЗЕЙ  12  2018  ПРОБЛЕМЫ РЕСТАВРАЦИИ того времени, впрочем, как и на современной одежде, противоположное. Горловина кафтана отделана узкой суконной бейкой. Края рукавов кафтана отделаны узкой тканой шелковой тесьмой. Длина кафтана 107 см (по спинке).

Для Цитирования:
Марина Денисова, Три века под водой. Музей. 2018;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: