Одним из главных критериев качества продукции является гарантия производителя. По мнению экспертов рынка, гарантия — это такая же неотъемлемая часть изделия, как и любая из его материальных составляющих. «Собственно, она тоже материальна, поскольку в конечном итоге она измеряется в деньгах. Выход из строя негарантийного изделия влечет за собой затраты на приобретение нового. Возможно, я немного утрирую, но покупка продукта без гарантии во многих случаях фактически равносильна покупке воздуха, поскольку вы рискуете в конечном итоге остаться и без денег, и без материала», — считает Людмила Адестова, генеральный директор компании GuteWetter, первого в России производителя душевых ограждений.
В подтверждение своих слов руководитель приводит пример из практики компании. Не секрет, что при строительстве и ремонте крупных объектов деловой и социальной инфраструктуры, таких как гостиницы, медицинские и оздоровительные учреждения и т. п., многие подрядчики дают на установленное в здании оборудование, в том числе сантехническое, не более полугода гарантии. Это примерно соответствует периоду ввода объекта в эксплуатацию. И если после запуска у заказчика строительства или эксплуатирующей организации возникают рекламации, то им приходится обращаться с ними напрямую к производителю.
И вот здесь начинается самое интересное. Зачастую оказывается, что претензию предъявить вообще некому, поскольку установленное оборудование скомплектовано из готовых элементов неясного происхождения, закупленных по минимальной цене, а «бренд» — не более чем наклейка, за которой не стоит ни один реальный производитель. И решать проблему эксплуатирующей организации приходится за свой счет, а иногда просто закупать новое оборудование.
Избежать подобных проблем поможет метод оценки затрат не по первоначальной стоимости продукции, а по стоимости жизненного цикла — LCC. Для строительной отрасли это единственный адекватный метод бюджетирования, поскольку расходы на эксплуатацию объекта в сумме могут оказаться куда серьезнее, чем затраты на его строительство, и именно они определяют рентабельность и сроки окупаемости проекта.