ADVENT
Этой зимой авиационное подразделение General Electric провело испытания перспективного авиационного двигателя с изменяемой степенью двухконтурности (GE ADVENT), в ходе которых испытуемый несколько раз перешел из одного режима в другой. GE работает над программой ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology) по заказу ВВС США с 2012 г. Если военных экспертов и авиастроителей, анализирующих сейчас результаты испытаний, устроит цена и параметры продемонстрированного мотора, дело дойдет до летных испытаний, и при очередном успехе к концу десятилетия он может встать на боевые американские истребители, произведя революцию в авиационном моторостроении.
Знаете, сколько авиационного керосина расходует современный истребитель? К примеру, европейский Tornado с мотором Turbo Union RB 199? Примерно 18 т в час на полном форсаже, и почти 3 т без форсажа. Многовато, даже для США.
С одной стороны, при создании боевых самолетов экономить не принято — вдруг для победы истребителю не хватит совсем чуть-чуть тяги…. С другой, если General Electric доведет до серийного производства перспективный реактивный двигатель изменяемого цикла с адаптивной технологией (ADVENT), который будет экономить 20–30 % топлива, одновременно превосходя современные реактивные двигатели по рабочим параметрам, в том числе тяге, ВВС США сможет за год экономить 4,5 млрд л, или 3,5 млн т самого дорогого нефтепродукта. Для наглядности, это 1800 брюссельских бассейнов «Немо-33» (самый большой в мире бассейн для дайверов), наполненных авиакеросином максимальной очистки. Но важнее не экономия, а то, что, научившись экономить, американские самолеты увеличат радиус боевого действия на 25 %.
За счет чего же возможен такой скачок — на треть улучшить показатели современных воздушных турбореактивных двигателей, если они и так создавались и постоянно модернизируются на самом пике технических инноваций и с неограниченными инвестициями? Почему никто не произносит имя автора революционной идеи, легшей в основу ADVENT?