По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.7.03

Три лучше, чем два, или «Резиновый» мотор истребителя будущего

Орлов П.С. обозреватель авиационной техники, журнал «Конструкторское бюро», г. Москва

Как работает воздушный реактивный турбодвигатель с изменяемой степенью двухконтурности, чем он лучше предшественников, и почему его никто не сделал до сих пор? На наши вопросы ответил зав. кафедрой теории воздушно-реактивных двигателей МАИ, д-р техн. наук и разработчик воздушно-реактивных двигателей Агульник Алексей Борисович.

ADVENT

Этой зимой авиационное подразделение General Electric провело испытания перспективного авиационного двигателя с изменяемой степенью двухконтурности (GE ADVENT), в ходе которых испытуемый несколько раз перешел из одного режима в другой. GE работает над программой ADVENT (Adaptive Versatile Engine Technology) по заказу ВВС США с 2012 г. Если военных экспертов и авиастроителей, анализирующих сейчас результаты испытаний, устроит цена и параметры продемонстрированного мотора, дело дойдет до летных испытаний, и при очередном успехе к концу десятилетия он может встать на боевые американские истребители, произведя революцию в авиационном моторостроении.

Знаете, сколько авиационного керосина расходует современный истребитель? К примеру, европейский Tornado с мотором Turbo Union RB 199? Примерно 18 т в час на полном форсаже, и почти 3 т без форсажа. Многовато, даже для США.

С одной стороны, при создании боевых самолетов экономить не принято — вдруг для победы истребителю не хватит совсем чуть-чуть тяги…. С другой, если General Electric доведет до серийного производства перспективный реактивный двигатель изменяемого цикла с адаптивной технологией (ADVENT), который будет экономить 20–30 % топлива, одновременно превосходя современные реактивные двигатели по рабочим параметрам, в том числе тяге, ВВС США сможет за год экономить 4,5 млрд л, или 3,5 млн т самого дорогого нефтепродукта. Для наглядности, это 1800 брюссельских бассейнов «Немо-33» (самый большой в мире бассейн для дайверов), наполненных авиакеросином максимальной очистки. Но важнее не экономия, а то, что, научившись экономить, американские самолеты увеличат радиус боевого действия на 25 %.

За счет чего же возможен такой скачок — на треть улучшить показатели современных воздушных турбореактивных двигателей, если они и так создавались и постоянно модернизируются на самом пике технических инноваций и с неограниченными инвестициями? Почему никто не произносит имя автора революционной идеи, легшей в основу ADVENT?

Для Цитирования:
Орлов П.С., Три лучше, чем два, или «Резиновый» мотор истребителя будущего. Конструкторское Бюро. 2016;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: