Депутаты, члены Совета Федерации, представители российских министерств и ведомств, международных, в том числе межпарламентских, структур, ученые, экономисты подвели итоги трехлетней деятельности ЕАЭС, высказали предложения по эффективной реализации инициатив российского председательства в организации в 2018 г., обсудили направления совершенствования межпарламентского сотрудничества в рамках евразийской экономической интеграции.
Открыла слушания заместитель Председателя Государственной Думы Ирина Яровая, отметившая, что ЕАЭС создает новые возможности для равноправного и перспективного партнерства. Формат такого сотрудничества расширяется. Председатель Комитета по делам Содружества Независимых Государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Леонид Калашников напомнил, что с 1 января Россия председательствует в ЕАЭС. Говоря о развитии Союза, Леонид Калашников подчеркнул, что единое экономическое пространство способствует развитию промышленной кооперации: создано и работает 350 российско-белорусских предприятий, более 8 тыс. российско-казахстанских. Недавно Госдума приняла единый Таможенный кодекс ЕАЭС. Но в процессе объединения сохраняется и ряд проблем. «Ликвидация барьеров и углубление евразийской интеграции происходят с отставанием на полтора-два года, — констатировал Леонид Калашников. — Введение в действие с 1 января 2018 г. Таможенного кодекса ЕАЭС требует внесения изменений в 97 законодательных актов РФ. Однако в Думу они еще не внесены». Речь, в частности, идет о новом законе о таможенном регулировании. «Интеграцию сдерживают и отличные от евразийских обязательства, навязанные странами ЕАЭС при вступлении в ВТО, — отметил Леонид Калашников. — Имеет место незаконный реэкспорт товаров, запрещенных к ввозу в Россию. Унификацию и гармонизацию национального законодательства тормозит отсутствие парламентского измерения ЕАЭС в его институциональной структуре. Национальным парламентам приходится в одиночку решать задачи по приведению национальных законов в соответствие с евразийской договорно-правовой базой». Председатель комитета также обратил внимание, что формирование единого цифрового пространства сдерживается широким использованием в странах ЕАЭС информационных баз, основанных на продуктах иностранных компаний, и это не позволяет обеспечить информационную безопасность как национальных, так и совместных проектов: «В 2018 г. необходимо сделать рывок в создании единого цифрового пространства, обеспечив взаимопризнание национальных электронных цифровых подписей. Для этого давно пора создать евразийский удостоверяющий центр. Следует провести большую работу по созданию общего электроэнергетического рынка». Решению обозначенных задач, по его словам, может способствовать принятие Декларации по дальнейшему развитию ЕАЭС, где будут определены пути расширения полномочий Евразийской экономической комиссии, формирования парламентского измерения, обеспечения неукоснительного исполнения решений суда ЕАЭС, сокращения изъятий и ограничений, устранение барьеров на внутреннем рынке союза.