По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338

Три этапа развития промышленности: мировой опыт

Сидоров М.Н. д-р экон. наук, профессор кафедры организационно-управленческих инноваций, РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Москва, e-mail: prof.sidorovmn@yandex.ru

В статье анализируется мировой опыт развития промышленности, этапы и их основные характеристики. Основные вопросы рассматриваются применительно к отечественному опыту развития экономики в целом и промышленности, в частности.

Литература:

1. Сидоров М.Н., Балаханова Д.К., Котова Л.Р. Нейтрализация вызовов для России и управление образованием // Экономика и управление: проблемы, решения. — 2017. — №08. — Т. 2 (68). — С. 96–102.

2. Сидоров М.Н., Котова Л. Р. Государственночастное партнерство как взаимовыгодное сотрудничество государства и бизнеса: исторический опыт и современные подходы // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. — 2016. — № 2 (86). — С. 89–98.

3. Балаханова Д.К. Социальное проектирование и эффективность решения социальных проблем // Нормирование и оплата труда в промышленности. — 2018. — № 1–2. — С. 54–59.

Во всех странах с развитой экономикой существует целый арсенал методов и соответствующих государственных институтов, с помощью которых осуществляется макроэкономическое регулирование развития народного хозяйства. Налоги, государственная поддержка предпринимательства, планирование государственного бюджета, бюджетов региональных административных единиц, составление планов развития малых и крупных фирм, реализация долгосрочных научно-технических и социальных государственных программ, регулирование занятости и безработицы, денежного обращения, наконец, управление государственным сектором экономики — это далеко не полный перечень сфер и направлений регулирования экономического развития с активным и квалифицированным использованием государственных структур управления.

Слово «маркетинг» заменило сегодня понятие «планирование», хотя последнее является основой и маркетинга, и менеджмента. Определение на перспективу потребности в продукции, цены, по которой она может быть реализована на рынке, обоснование объемов производства — это и маркетинг, и планирование. Строгость терминологии важна, но она не должна заменять существо вопроса.

К сожалению, экономистам в нашей стране приходится доказывать совершенно очевидные вещи, проверенные мировым опытом и необходимые для успешного развития экономики.

Каждая страна проходит определенные этапы в своем экономическом развитии, резкое нарушение эволюционного хода развития ведет к национальным катастрофам. В настоящее время преобладающим является, особенно в правительственных кругах, увлечение монетарными теориями, в соответствии с которыми развитие производства, изменения в занятости, инвестициях и других экономических параметрах и взаимосвязях регулируются денежным обращением. Последнее — банковской учетной ставкой, балансом государственного бюджета. Но забыли о применении теории (точнее, одной из теорий) к разным этапам экономического развития. Нельзя прыгать через этапы. «Большие скачки» ведут к большим потерям. Рецепты монетарной теории хороши для зрелой, отлаженной экономики с развитой рыночной средой, банковской системой, подготовленными предпринимателями, гибкой, квалифицированной и дисциплинированной рабочей силой. Тогда импульсы от финансовой системы ведут к лучшему распределению ресурсов и их эффективному использованию.

Если же соответствующих условий нет, то использование монетарных теорий в экономической политике, включая гибко-монопольные цены, либерализацию внешней торговли, допуск к ней тысяч фирм с неквалифицированным персоналом приведет к инфляции, параличу отечественной производственной системы под натиском иностранных фирм и девальвации рубля.

Будут и положительные последствия: активизация отечественных предпринимателей, насыщение потребительского рынка (но больше товарами иностранного производства) и, возможный, в течение нескольких лет общий подъем экономики, но с развитием только тех отраслей, продукция которых нужна мировому рынку. Потом затяжной спад.

Проходили это уже не раз в «новейшей» России. Чтобы перейти к устойчивому экономическому росту, надо внимательнее изучать и учитывать опыт развитых стран в строительстве экономики и ее дальнейшем регулировании.

Для проведения рациональной инвестиционной политики это особенно важно. В конечном итоге именно капитальные вложения, вбирающие в себя последние результаты развития науки, определяют эффективность и весь облик экономики.

Регулирование финансовой системы — необходимое условие нормального экономического развития. Для этого нужна многолетняя работа по технологическому обновлению накопленного производственного аппарата, модернизации существующих и созданию новых предприятий, способных производить соответствующего качества металл, моторы, резину, краски, электронику.

Ключ к экономическому успеху как для государства, так и для компании — это рациональная долгосрочная инвестиционная политика. Для того чтобы ее разработать, нужно опираться на опыт тех стран, которым удалось создать высокоэффективную экономику с высокими стандартами качества жизни.

В инвестиционной политике выделяются три этапа, имеющие общие черты для большинства промышленно развитых стран.

ПЕРВЫЙ ЭТАП: КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ

Этот этап начался сразу после окончания Второй мировой войны и продолжался до середины 1950‑х гг.

Для большинства стран были характерны ослабление финансовых возможностей предприятий, дестабилизация рынка ссудного капитала, наличие большого неудовлетворенного спроса на предметы потребления и промышленное оборудование.

Наиболее распространенным способом стимулирования частных инвестиций стало осуществление мероприятий налоговой политики, направленных на увеличение доли внутренних ресурсов компаний в финансировании капиталовложений, то есть доли самофинансирования. Так, в США доля амортизационных отчислений и нераспределенной на дивиденды прибыли в финансировании капиталовложений промышленных корпораций в частном секторе экономики в 1948 г. составила 76 %, в 1960 г. — 73 %, а в 1970 г. — уже только 56 %.

Средством стимулирования инвестиционной деятельности выступает налог на корпорацию, поскольку он позволяет дифференцировать ставки налогообложения распределенной и нераспределенной прибыли. Характерен в этом отношении пример Великобритании: вплоть до 1958 г. ставка корпорационного налога на распределенную прибыль была значительно выше, чем на нераспределенную, которая оставалась в руках компаний и использовалась ими для финансирования капиталовложений. В течение 1947–1951 гг. ставка налога на распределенную прибыль выросла здесь с 25 до 50 %, а на нераспределенную оставалась на уровне 10 %. В 1952–1955 гг. первая ставка была сокращена до 22,5 %, а вторая — до 2,5 %, и, наконец, после ряда менее значительных изменений, в 1958 г. обе ставки были установлены на уровне 10 %, а в 1962–1964 гг. повышены до 15 %. Таким образом, по мере укрепления финансового положения национальных компаний английское правительство переходит к такой форме обложения корпорационным налогом, которая должна была способствовать активизации рынка капиталов (акций, облигаций, других пенных бумаг) и увеличению его доли в финансировании инвестиций.

В этот период в ФРГ активно использовались методы прямого регулирования частных капиталовложений.

В 1952–1955 гг. здесь действовал Закон об инвестиционной помощи промышленному производству, в соответствии с которым все отрасли промышленности, кроме тех, которым предоставлялась помощь, а также государственных предприятий, должны были произвести отчисления от прибылей в специальный фонд, созданный для оказания инвестиционной помощи угледобывающей, металлургической, вагоностроительной промышленности, а также энерго-, газои водоснабжению. Общая сумма была определена в I млрд марок, полученные из него средства освобождались от налогообложения. Закон об инвестиционной помощи вступил в силу, когда в стране уже был достигнут довоенный уровень промышленного производства, однако дальнейший хозяйственный рост сдерживался низкими темпами реконструкции ряда отраслей тяжелой промышленности. В этих условиях государство принимает беспрецедентные меры, чтобы обеспечить финансирование капиталовложений в перечисленные выше отрасли. Капитализация собранных взносов, а также расширение ускоренной амортизации основных фондов позволили отраслям, получавшим помощь, произвести капиталовложения, почти в 5 раз превысившие первоначальную сумму фонда. Таким должен быть настоящий инвестиционный фонд в бюджете развития страны.

Во Франции в 1946–1950 гг. государственные средства формировали до половины валовых национальных инвестиций. С начала 1950‑х гг. прямое участие государства в финансировании капиталовложений значительно ослабевает, но все же на его долю приходится до 30 % капиталовложений. Целенаправленное инвестирование значительных средств в капиталоемкие отрасли с длительными сроками оборачиваемости капитала, какими являются отрасли производственной инфраструктуры, способствовало восстановлению и расширению сети шоссейных и железных дорог, мостов, аэродромов, водных путей, речных и морских портов, модернизации существовавших и строительству новых электростанций, линий электропередачи, нефте- и газопроводов. Крупные государственные капиталовложения привели транспортную сеть и энергетическое хозяйство в соответствие с уровнем развития промышленности. Отрасли инфраструктуры перестали быть узким местом в развитии экономики, более того, реконструированные транспорт и энергетика, предоставляя промышленным, сельскохозяйственным, строительным и другим предприятиям высокий уровень инфраструктурного обслуживания, оказали существенное влияние на повышение эффективности их инвестиционной деятельности.

Россия — не Франция по территории, но регион за регионом надо так создавать инфраструктуру.

Для первых послевоенных десятилетий было особенно характерно положение, при котором государство устанавливало заниженные цены на продукцию национализированных предприятий, часто не компенсировавшие издержки производства. Тем самым оно обеспечивало частным предприятиям дешевые топливо и электроэнергию, а также транспортные услуги, способствуя повышению конкурентоспособности французского бизнеса на мировых рынках. А здесь сразу «даешь мировые цены», но почему‑то не мировую производительность труда, которую не достичь, если мощные, опытные транснациональные компании хозяйничают на территории, а свои предприятия терпят банкротства из‑за высоких монопольных цен.

В большинстве стран Западной Европы в послевоенные годы государство оказало безвозмездную помощь для финансирования инвестиций в такие отрасли, как сельское хозяйство, судостроение, угольная и нефтедобывающая промышленность, жилищное строительство.

Государственные кредиты предоставляются, как правило, на длительный срок и по льготной ставке процента. Особенно велика роль государства в сфере кредитования во Франции, где национализирована часть банков и страховых учреждений. Кредитование промышленных, строительных, сельскохозяйственных и других предприятий осуществляется казначейством через Фонд экономического и социального развития, который в послевоенные годы осуществлял ежегодно до 40 % всей суммы государственного финансирования капиталовложений.

Основными объектами государственного кредитования наряду с национализированными предприятиями, на которые в некоторые годы приходилось до 75 % общей суммы кредитов, были предприятия новых, динамично развивающихся отраслей промышленности (химия, электротехника), а также некоторые старые отрасли, от состояния которых в значительной мере зависит конкурентоспособность всей экономики — это, прежде всего, черная металлургия.

По мере восстановления финансовой мощи частных предприятий, разрушенных хозяйственных связей, довоенных (для нас — «дореформенных») объемов производства и экспорта, достижения достаточно высокой нормы накопления на смену политике, осуществлявшейся под лозунгом «инвестиции любой пеной», приходят государственное регулирование отраслевой и региональной структуры капиталовложений, а также воздействие на частную инвестиционную деятельность в антициклических целях.

ВТОРОЙ ЭТАП: СТРУКТУРНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Главными направлениями этого этапа государственной политики капиталовложений, продолжавшегося до конца 1970‑х годов, были стимулирование научно-технического прогресса, преодоление разрушительных последствий энергетического кризиса, предотвращение загрязнения окружающей среды, содействие прогрессивным сдвигам в структуре хозяйства. На этом этапе решались проблемы адаптации национальных экономик к условиям интенсивного развертывания научно-технической революции. В эти десятилетия усилилась потребность и в конъюнктурном регулировании инвестиции, так как после завершения восстановительного периода в развитии капиталистического хозяйства резко возросла амплитуда циклических колебаний.

В ряде стран, прежде всего в США, по‑прежнему остро в 1960‑е — 1970‑е годы стояла проблема недонакопления капитала. Действительно, доля капиталовложений в американском валовом национальном продукте была и остается значительно ниже, чем в других развитых странах. В целях активизации инвестиционной деятельности и содействия модернизации производственного аппарата в 1962 г. администрация вводит 7 %-ную скидку на капиталовложения в оборудование производственного назначения. Компаниям предоставляется право сокращать сумму уплачиваемого налога на 7 % при условии, что срок приобретаемого оборудования составляет восемь и более лет.

Для оборудования с меньшим сроком службы налоговая скидка снижалась:

• при сроке службы 6–8 лет — до 4,6 %, 4–6 лет — до 2,3 %. С небольшим перерывом в 1969–1971 гг. эта налоговая льгота для капиталовложений действовала до середины 1980‑х годов, причем в некоторые годы скидка увеличивалась до 10 %. По свидетельству американских экономистов, введение налоговой скидки оказалось действенным средством

• стимулирования инвестиционной деятельности: в 1962–1972 гг. среднегодовой темп прироста основного капитала был в 1,5 раза выше, чем в предшествующие десятилетия.

Важнейшим направлением воздействия государства на структуру капиталовложений в 1960‑е и 1970‑е годы становится стимулирование научно-технического прогресса, преследующее цель повышения конкурентоспособности национальных компаний и экономики в целом. В странах с рыночной экономикой нет какого‑то особого «механизма НТП». Восприимчивость к научно-техническому прогрессу создается в результате действия законов конкуренции, ценообразования, игры спроса и предложения. Тем не менее рыночный механизм не обеспечивает решения всех проблем научно-технического развития. Поэтому роль государства в этой сфере во всех высокоиндустриальных странах велика, осуществляет оно свои функции в трех основных формах:

• бюджетного финансирования научных исследований, главным образом фундаментальных;

• субсидирования научно-исследовательского и инновационного процесса в частном секторе;

• предоставления налоговых льгот в целях ускорения НТП.

Как правило, эти функции выполняются государством в рамках долгои среднесрочных научно-технических программ. Известны десятки такого рода программ развития научных исследований и разработок в области ядерной энергетики, освоения космоса и ресурсов Мирового океана, информационных технологий и систем связи, биотехнологии и нетрадиционных материалов, составленных и реализованных в разные годы в США и Японии, ФРГ и Франции, Великобритании и Италии.

Государство в большинстве случаев брало на себя финансирование фундаментальных исследований, проводившихся в университетах и внеуниверситетских научных учреждениях. К концу 1970‑х годов во всех развитых странах (за исключением Японии и Швейцарии) доля государственных средств в совокупном финансировании НИОКР составляла около 50 %. Но не только финансирование — это и создание научной инфраструктуры, и создание высокого имиджа ученых и специалистов.

Важным средством увеличения источников финансирования научно- исследовательской деятельности и инновационного процесса в корпорациях, а в конечном счете — создания в целом благоприятной обстановки для инвестирования, явилось предоставление налоговых льгот предприятиям, осуществляющим НИР. Система такого рода льгот чрезвычайно многообразна.

Использование специальных налоговых льгот для НИР, проводимых частными компаниями, было впервые предусмотрено Кодексом внутренних доходов США в 1954 г. Американские компании получили право единовременного полного вычета из облагаемого налогом дохода расходов на НИОКР по типу текущих производственных Издержек либо вычета этих расходов из доходов в течение ряда лет. В первом случае компании (в основном крупные) имеют возможность осуществлять научные исследования за счет доходов от других видов деятельности. К праву вычета расходов на НИОКР в течение нескольких лет прибегают, как правило, мелкие и средние фирмы. Аналогичными правами пользуются компании Великобритании, Италии, Канады, Швеции.

Особое значение в большинстве стран придается стимулированию НТП в сфере мелкого и среднего бизнеса, поскольку малые наукоемкие фирмы считаются наиболее динамичным субъектом инновационного процесса: они лучше, чем крупные предприятия приспособлены для нахождения рыночных ниш для нововведений и концентрации в них необходимых финансовых ресурсов. Для малых предприятий, осуществляющих НИР, установлены дополнительные налоговые, особенно амортизационные льготы. Так, в Великобритании и Японии для владельцев этих предприятий снижены ставки подоходного налога. Применяется снижение ставок налога на прирост капитала, на доходы от операции с ценными бумагами (особенно широко этот метод поощрения рискового бизнеса распространяется в США).

Наряду с мерами по стимулированию научно-технического развития важными средствами решения структурных проблем, оказавшими большое влияние на инвестиционную деятельность, были энергетическая и экологическая политика.

Государственное финансирование энергетических программ (в том числе исследовательских), а также определенная ценовая политика и введение разветвленной системы специфических налоговых льгот способствовали росту капиталовложений, обеспечивающих решение энергетических проблем.

В качестве примеров использования инструментов государственного регулирования могут быть названы законодательные акты, принятые конгрессом США, в частности Закон об энергетической политике и экономии энергии 1975 г., которым был введен контроль над экспортом и ценами на нефть. Закон об использовании топлива в промышленности и на электростанциях 1978 г., разрешающий сжигание жидкого и газового топлива на ТЭС лишь в исключительных случаях, когда по каким‑либо причинам невозможен их перевод на уголь.

В законодательном порядке были предоставлены налоговые льготы компаниям, осуществляющим капиталовложения в целях энергосбережения. Эти скидки стимулировали использование альтернативных видов энергии, ее сохранение, применение новых технологий в сфере энергетики (например, скидки компаниям, осваивающим производство топлива из зерна, спиртового топлива; 10 %-ный налоговый кредит для инвестиций в оборудование, использующее солнечную энергию). Были установлены льготные налоги на новые автомобили, более эффективно использующие топливо; введена система налогов, сдерживающих потребление бензина, и стандартов, стимулирующих повышение эффективности его использования.

Рационализации использования топлива в жилых зданиях и сооружениях способствовали льготные кредиты и займы, предоставляющиеся для расходов по их теплоизоляции, и стандарты, рассчитанные на более умеренное использование топлива в новых зданиях, а также на сокращение потребления энергии в таких предметах длительного пользования, как холодильники, кондиционеры, стиральные машины.

Широкое распространение во всех высокоразвитых странах получили методы регулирования инвестиций, направленные на решение задач охраны окружающей среды. Здесь был принят ряд законов, регламентирующих порядок природопользования. Так, в США в 1969 г. принимается Закон о национальной политике в области окружающей среды, который впервые в истории страны возложил на федеральное правительство ответственность за решение экологических проблем. На основании этого закона, а также ряда других правовых актов были разработаны и введены национальные стандарты на качество отдельных компонентов среды или предельно допустимые нормы ее загрязнения. Общегосударственные стандарты качества воздуха, воды и шумового загрязнения постепенно ужесточались, и лишь в 1976 г. были установлены окончательные нормативы загрязнения. Установление стандартов качества воды и воздуха означало, что государство вводит определенные ограничения на выброс загрязняющих веществ и предъявляет тем самым соответствующие требования к предпринимателям, заставляя их либо внедрять новую безотходную технологию, либо устанавливать очистное оборудование. Таким образом, государство получило в известной мере возможность регламентировать деятельность частных фирм, влиять на темпы и структуру их капиталовложений, динамику цен и прибылей, а тем самым на их рентабельность и конкурентоспособность.

В эти годы начинает использоваться и такой экономический рычаг, как плата за загрязнение, или налог на единицу выбрасываемых загрязняющих веществ. Была разработана дифференцированная шкала для различных объемов и видов загрязнителей и установлен универсальный налог на стоки и выбросы, уплачиваемый каждым предприятием и побуждающий его принимать меры к прекращению выброса вредных элементов.

Главным средством воздействия на инвестиционную деятельность в антициклических целях была и остается кредитная политика центральных банков. Им принадлежит исключительное право выпуска банкнот, они обеспечивают устойчивость валюты и несут ответственность за состояние платежного баланса, через них осуществляется исполнение государственного бюджета.

Они не кредитуют непосредственно капиталовложения частных предприятий, а воздействуют на инвестиционную деятельность, регулируя их отношения с коммерческими банками. Это регулирование собственно и является основным направлением конъюнктурной политики центральных банков, суть которой сводится к ограничению кредитной экспансии во времена «перегрева» конъюнктуры и облегчению условий кредита в период кризисов и депрессий.

Повышение учетной ставки ведет к затруднению условий финансирования коммерческих банков и прочих кредитных институтов. Если учетная ставка снижается, условия их финансирования облегчаются. Вот это самое «таргетирование» ставки рефинансирования у нас до сих пор практически не используется.

Ту же цель, что и варьирование учетной ставки, преследует политика обязательных резервов: повышая обязательные резервы кредитных учреждений в фазе высокой конъюнктуры, центральный банк оказывает сдерживающее влияние на объем предоставляемых кредитов, а через него — на инвестиционную деятельность предприятий; снижение нормы резервов оказывает стимулирующее воздействие на объемы кредитования и темпы роста капиталовложений в период спада.

Нормы обязательных резервов для кредитных учреждений устанавливаются по текущим, срочным и сберегательным вкладам. Действенность политики обязательных резервов вытекает из того, что изменение нормы резервов ведет к изменению платежеспособности кредитных учреждений: при повышении нормы банки и сберегательные кассы для поддержания своей платежеспособности вынуждены уменьшать объем предоставляемых ими кредитов; понижение нормы обязательных резервов увеличивает платежеспособность банков и позволяет им расширить объем своих кредитных операций. Слабо использует эти возможности Центробанк России.

Влияние на инвестиционную деятельность в антициклических целях все в более широких масштабах осуществляется методами финансовой политики. В числе этих методов — система построения объема и структуры бюджетных доходов (которые должны расти в период спада и сокращаться в период подъема) и расходов (движение которых должно быть противоположным); создание фондов выравнивания конъюнктуры в центральных банках (с целью погашения долга центральному банку в период подъема и финансирования дополнительных государственных расходов за счет собранных в фонде средств в период спада); повышение или понижение в зависимости от состояния конъюнктуры ставок подоходного и корпорационного налогов; инвестиционные дотации — часть капиталовложений, которую государство безвозмездно возвращает инвестору во время кризисного и депрессивного положения экономики (до 10 % общей суммы годовых инвестиций); инвестиционные премии, выплачиваемые частным фирмам в период ухудшения конъюнктуры в зависимости от размеров произведенных капиталовложений. Используются ли эти методы сейчас в нашей стране? Ответ очевиден.

Но надо учесть, что расширение круга государственных преференций, постоянно пополнявшегося новыми скидками и льготами для различных групп предпринимателей, далеко не всегда достигало поставленных целей. Особенно отчетливо это сказалось на рубеже 1970–1980‑х гг., когда стали стремительно нарастать негативные явления в развитии капиталистической экономики — инфляция, падение темпов экономического роста, снижение эффективности использования факторов производства. Экономисты и политики, придерживающиеся неоконсервативных взглядов, были склонны объяснять эти процессы просчетами экономической политики государства, которое распространило свое влияние на хозяйственное развитие за рамки дозволенного, что привело к росту бюджетных расходов и дефицитов, снижению стимулов к труду и капиталовложениям, нарушению регулирующей функции рынка.

Но экономика‑то к этому времени стала развитой и конкурентоспособной.

ТРЕТИЙ ЭТАП: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВА И БИЗНЕССТРУКТУР

Правительства США, Великобритании, Японии, ФРГ, отчасти и Франция в своей политике на этом этапе исходят из того, что излишнее регламентирование со стороны государства даже при помощи косвенных методов налогового и кредитного регулирования ведет к сокращению темпов роста частных капиталовложений, замедлению процесса технологических преобразований. Усилия правительств направлены на создание в финансовой и кредитно-денежной сфере условий, необходимых для развертывания частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности рыночного механизма.

Ключевым звеном в системе мероприятий, направленных на дерегулирование экономики в целях поощрения частной инициативы, являются налоговые реформы, проводящиеся в несколько этапов практически во всех высокоразвитых странах.

Теоретической основой этих реформ является концепция нейтральности налогообложения, согласно которой налоговая система не должна деформировать рыночные процессы, то есть не должна использоваться в качестве инструмента изменения пропорций производства, накопления, обмена и потребления.

Ставки налога на прибыли корпораций были сокращены в Великобритании (с 52 % в 1981 г. до 45 % в 1984‑м, 40 % в 1985‑м и 35 % в 1986 г.), во Франции (с 50 % в 1983 г. до 45 % в 1986‑м, 49 % в 1988 г. и до 39 % на нераспределенную прибыль с 1989 г.), в Японии (за 1985– 1988 гг. — с 43,3 до 37,5 %). Значительное ослабление прогрессии подоходного налога и сокращение ставок кооперационного налога (на нераспределенную прибыль с 56 до 53 %, а на распределенную — с 36 до 33 %) осуществляются в ходе трехступенчатой налоговой реформы 1986–1990 гг. в ФРГ.

Предпринимаемые меры в области изменения систем налогообложения были направлены на ослабление налогового бремени для корпораций и для получателей, прежде всего, крупных доходов. Налоговые реформы позволили значительно увеличить сумму денежных средств, остающихся в распоряжении компаний и физических лиц после уплаты налогов, и таким образом расширить возможности для реинвестирования доходов, финансирования капиталовложений, создания новых предприятий, особенно в отраслях передовой технологии.

Наиболее ярко идея нейтральности налогообложения была реализована в американской налоговой реформе 1986 г. Была полностью упразднена налоговая скидка на инвестиции, впервые введенная в 1962 г.; существенные изменения были внесены в амортизационные правила, увеличившие сроки списания для многих видов оборудования, жилых и нежилых зданий. Это означало, что предприятия лишились крупных налоговых льгот, облегчавших им финансирование инвестиций.

В то же время в соответствии с новым налоговым законом действовавшая до его принятия 14‑разрядная шкала предельных ставок подоходного налога с 11 до 50 % с начала 1988 г. заменяется двумя — 15 и 28 %. Высшая ставка на прибыль корпораций была понижена с 46 до 40 %, а затем — до 34 %. Вместо 4‑разрядной шкалы ставок на прибыль до 100 тыс. долл. США в 1988 г. были введены две ставки на прибыль до 75 тыс. долл.: 15 % — на первые 50 тыс. долл. США и 25 % — на следующие 25 тыс. долл. Сверх этой суммы действует максимальная ставка — 34 %.

Налоговая, инвестиционная политика продолжает оставаться гибкой и сегодня, настраивается на преодоление негативных тенденций.

В октябре 1990 г. конгресс США принял решение о повышении максимальной налоговой ставки для высших категорий доходов до 33 %.

Неоконсервативный поворот в политике выражается в переосмыслении роли государственной собственности. Правительства Великобритании, ФРГ, Японии и других стран осуществляют широкую поэтапную приватизацию объектов государственной собственности даже в таких отраслях, как транспорт, энергетика, связь, которые со времени своего формирования находились в собственности государства. Считается, что вовлечение этих отраслей в сферу рыночных отношений будет способствовать повышению эффективности накопленного в них капитала и ускорению технического развития. Но отрасли были построены с серьезным государственным участием.

Во всех ведущих странах (за исключением Франции и Италии) еще в конце 1970‑х гг. начался процесс сокращения доли бюджетных средств в финансировании научных исследований и разработок, в настоящее время даже американское государство расходует на эти цели менее половины совокупных затрат на науку, а в 1965 г. его доля составляла 65 %. В целях активизации НИР и реализации нововведений в данном секторе был использован новый финансовый инструмент — налоговый кредит на прирост НИОКР. В США эта скидка была введена в 1981 г. (с некоторыми вариациями несколькими годами позже ее ввели в Японии, Канаде и Франции). Она представляет собой вычет из начисленной суммы налога на прибыль 25 % дополнительных расходов компании на НИОКР в текущем году в сравнении с соответствующими среднегодовыми затратами на эту цель за предшествующие три года, причем дополнительные расходы на НИОКР не должны превышать 50 % от суммы базисных затрат за указанный период.

Стимулирующий характер налогового кредита на прирост НИОКР определяется тем, что эта скидка начисляется не от всей суммы расходов на НИОКР, а лишь от их прироста; естественно, это поощряет компании к более активному наращиванию затрат на научные исследования. Реформа 1986 г. снизила размер налогового кредита на прирост НИОКР с 25 до 20 %. При этом были более четко классифицированы расходы на НИОКР, к которым применяется эта скидка. К таким расходам были отнесены лишь те, которые связаны с созданием новых продуктов или технологий, улучшением функциональных характеристик изделия, обеспечением его более надежной и качественной работы.

Скидка не распространяется на расходы, связанные лишь с изменением типа или вида продукта, сезонными и прочими модификациями.

Таким образом, во всех развитых странах еще в середине 1950‑х гг. произошел переход от спорадических, недостаточно согласованных между собой, а иногда и противоречащих друг другу мероприятий государственного вмешательства в экономику к согласованной во времени и пространстве, основанной на строгой научной проработке системе мер государственного регулирования инвестиционной деятельности. Решения о тех или иных стратегических направлениях использования регулирующего инструментария, о тех или иных конкретных мероприятиях инвестиционной политики принимаются правительственными органами после консультации с представителями исследовательских учреждений, банков и корпораций на основе тщательного анализа тенденций экономического развития, всесторонней оценки воздействия тех или иных актов государственной политики на хозяйственный рост, структурные сдвиги в экономике, конкурентоспособность национальных фирм.

Даже в условиях достаточно жесткого структурного регулирования 1960–1970‑х годов, когда селективно предоставляемые льготы (для отдельных отраслей, регионов, видов оборудования) оказывали существенное влияние на инвестиционные решения предпринимателей, побуждая их осуществлять капиталовложения или отказываться от инвестирования, окончательное решение тем не менее оставалось за хозяйствующим субъектом.

Среди инструментов государственного регулирования инвестиций, начиная с середины 1960‑х годов, происходит явный сдвиг в сторону более активного использования налоговоамортизационных мер по сравнению с субсидиями, займами и кредитами на льготных условиях. Это связано с рядом факторов: во‑первых, налогово-амортизационный инструментарий в силу своей специфики позволяет оказывать более глобальное воздействие на инвестиционный процесс, охватывая одновременно большой набор отраслей и регионов, и затрагивая все или почти все предприятия; во‑вторых этот инструментарий поддается более точной настройке, позволяя с большей долей вероятности прогнозировать результаты государственной политики, и, наконец, он просто дешевле, поскольку его применение не влечет роста прямых государственных ассигнований, что весьма актуально в условиях дефицитности государственных бюджетов.

Система налоговых льгот для инвесторов отличается тем, что каждая льгота имеет четкий целевой характер. Например, налоговая скидка для инвестиций в новое оборудование предоставляется лишь после ввода оборудования в эксплуатацию; скидка на прирост НИОКР — лишь после того, как соответствующие расходы были произведены. При этом право на получение налоговой льготы наступает автоматически, его не надо доказывать и обосновывать в каких‑то инстанциях, оно закреплено законодательством. Государственные ведомства проводят официальный статистический учет и анализ последствий от налоговых льгот.

Как правило, главной сферой приложения регулирующих инструментов является инвестиционная деятельность в стагнирующих (угледобыча, металлургия, судостроение, старые отрасли машиностроения) и зарождающихся отраслях (для тех лет — радиоэлектроника, телекоммуникация, новые конструкционные материалы). Именно компании этих двух групп больше всего нуждаются в государственной поддержке для финансирования своих капиталовложений: первой — в рационализацию и модернизацию производства, второй — в расширение производственных мощностей. Для капиталоемких отраслей первой группы удобным инструментом стимулирования может стать скидка на инвестиции в новое оборудование (в размере 4–10 % от общей суммы начисленного налога в зависимости от сроков службы оборудования и конъюнктурной ситуации), право на получение которой наступает со времени ввода оборудования в эксплуатацию (а не при закупке), что способствует его скорейшему освоению.

Для стимулирования капиталовложений в новые быстрорастущие отрасли лучше приспособлены различные формы ускоренной амортизации. Амортизационные льготы могут быть предоставлены на небольшой срок (до двух лет), с тем чтобы повысить рентабельность капиталовложений в первые годы освоения новых технологических процессов и новых видов продукции.

Особая забота государства — развитие сферы мелкого и среднего бизнеса. Для оказания помощи этой группе предприятий, занятых и в машиностроении, и в легкой промышленности, и главным образом в новых наукоемких отраслях, широко используются самые разнообразные льготы: право особых амортизационных списаний, не распространяющиеся на прочие сферы экономики; льготное кредитование за счет государственных средств и гарантированных кредитов коммерческих банков, поскольку эти предприятия не обладают достаточными возможностями самофинансирования; система государственных субсидий под самые разнообразные цели — для финансирования исследовательских проектов, найма квалифицированного персонала, покупки высокопроизводительного оборудования.

Такова эволюция методов стимулирования производства и инвестиций в экономически развитых странах. Наши реформаторы усмотрели лишь третий этап развития, когда была создана солидная и технологически обновленная производственная база и государство уменьшило свое влияние на конкурентный механизм рыночного взаимодействия крупного, среднего и малого бизнеса. Но перед этим‑то были и первый, и второй этапы восстановления и развития национальной экономики.

Мы настоятельно советуем лицам, принимающим решения, не преодолевать пропасть в три прыжка, а основательно осмотреться и повести дальнейшие преобразования не ради реформаторства, приватизации-либерализации, а для развития производства и инвестиций, роста уровня жизни, обеспечения занятости трудоспособного населения с непременным активным и квалифицированным воздействием государства (законодательной, исполнительной и судебной власти) на формирование эффективной структуры российской экономики. Довольно скороспелых экспериментов, пришло время серьезных экономических решений и программ, выполняемых профессионалами и ответственными руководителями.

Подготовка ученых и высококвалифицированных специалистов — это 10–20 лет после школы. Это «длинные волны» в экономике, которые могут стать цунами для страны, а могут обеспечить ее быстрое и поэтапное продвижение к реально конкурентоспособности.

Таким образом, необходимо усилить гибкость и понимание российской специфики в инвестиционной и образовательной политике. Учиться нужно вновь руководителям, причем на лучших образцах.

Язык статьи:
Действия с выбранными: