В последнее время наметилась тенденция к росту стрессовых расстройств среди студентов, при чем среди студентов медицинских вузов хронический стресс встречается чаще, чем в общей популяции. Дополнительным фактором, усугубляющим данную ситуацию, является то, что уже на этапе поступления у абитуриентов медицинских вузов отмечается высокая распространенность стресса, тревоги и депрессии, а с началом обучения их уровень значительно повышается, поскольку присоединяется еще и академический стресс. Актуальность исследования обусловлена особенностями обучения и подготовки медицинских работников в высших учебных заведениях, а также социально-значимой ролью врача, высокими социально-психологическими требованиями, предъявляемыми врачу со стороны общества и государства. Цель исследования: определить выраженность тревожности и академического стресса у обучающихся медицинского вуза на разных этапах обучения.
Основными гипотезами исследования стали следующие:
1. Вероятно, студенты-медики будут демонстрировать повышенный уровень тревожности и академического стресса на всех этапах обучения, что связано со спецификой обучения в медицинском вузе.
2. По всей вероятности, уровень ситуативной тревожности не будет значимо различаться у студентов разного пола.
3. Вероятно, существует корреляционная связь между направленностью личности (интернальный локус контроля) и большей устойчивостью стрессу (демонстрация меньшего уровня тревожности, более адаптивное поведение).
Таким образом, целью исследования стало изучение выраженности тревожности и академического стресса у обучающихся медицинского вуза.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
1) Определение статистически значимых различий в уровне тревожности, связанных с академической успеваемостью, у студентов медицинского вуза на разных этапах обучения.
2) Выявление статистически значимых различий в уровне тревожности у лиц обоего пола.
3) Определение наличия и достоверности корреляционной связи между направленностью личности и устойчивостью стрессу.