По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 616.89–159.922 (045) DOI:10.33920/med-01-2503-10

Тревожность и академический стресс в процессе обучения в вузе у студентов-медиков

Калиновская Анастасия Андреевна врач-терапевт, КГБУЗ «Городская поликлиника № 9», г. Барнаул, ORCID 0009-0002-8536-6791
Синенко Екатерина Андреевна канд. ист. наук, магистр психологии, доцент кафедры истории, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 656038, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40, ORCID 0009-0005-9243-6366, gorbeleva@yandex.ru
Грачева Анастасия Евгеньевна студентка 4 курса Института клинической медицины, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 656038, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40, ORCID 0009-0006-4669-9437
Кузнецова Ольга Александровна студентка 4 курса Института клинической медицины, ФГБОУ ВО «Алтайский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, Россия, 656038, г. Барнаул, проспект Ленина, д. 40, ORCID 0009-0006-2771-9201

Статья посвящена изучению особенностей проявления тревожности и академического стресса в студенческой среде медицинского вуза. В настоящем исследовании принимали участие студенты 1, 3 и 6 курсов обучения Алтайского государственного медицинского университета по специальности «Лечебное дело» (профиль — Клиническая медицина). Общая выборка опрошенных составила 89 человек. По результатам проведенного исследования было установлено, что студенты-медики демонстрируют повышенный уровень тревожности и академического стресса на всех этапах обучения в вузе. В ходе исследования было установлено, что женщины демонстрируют более высокий уровень личной тревожности, чаще обращаются к моделям «поиск социальной поддержки» и «бегство — избегание». Корреляционная связь между направленностью личности (интернальный локус контроля) и большей устойчивостью стрессу (демонстрация меньшего уровня тревожности, более адаптивное поведение) в данной выборке не выявлена. Обучение в медицинском вузе специфично и накладывает свой отпечаток на психоэмоциональное состояние студентов. В качестве рекомендаций по результатам проведенного исследования хотелось бы отметить важность проведения тестирования на профпригодность для поступающих в медицинские вузы, с целью выявления психофизиологических свойств будущих врачей, возможностей их овладения медицинским делом. В условиях традиционно трудного обучения в медицинских вузах рекомендуется осуществлять психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса, уделяя особое внимание оказанию консультативной психологической помощи обучающимся.

Литература:

1. Руженкова В.В. Непсихотические психические расстройства, суицидальное поведение и учебный стресс у студентов-медиков (результаты транскультурального исследования): дисс.. д.м.н. Белгород, 2021. 362 с.

2. Демидова Л.И. Психологические средства адаптации лиц в социуме (на примере лиц с ограниченными возможностями в передвижении): дисс. канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 220 с.

3. Баринова О. Г., Ляпина С.С. Взаимосвязь академической прокрастинации, психических состояний и успеваемости студентов-медиков // Межкультурная коммуникация в образовании и медицине. 2021. №. 3. С. 47–56.

4. Rezaei-Gazki, P., Ilaghi, M. & Masoumian, N. The triangle of anxiety, perfectionism, and academic procrastination: exploring the correlates in medical and dental students // BMC Medical Education (open access journal publishing). 2024. Vol. 24. No. 181. Available at: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-024-05145-3 DOI: 10.1186/s12909-024-05145-3

5. Wilkes T. C, Lewis T., Paget M., et al. Wellbeing and mental health amongst medical students in Canada // International Journal of Social Psychiatry (open access). 2022. Vol.68. No. 6. P.1283–1288. Available at: https://journals.sagepub.com/ doi/10.1177/00207640211057724 DOI:10.1177/00207640211057724

6. Brenneisen Mayer F, Souza Santos I, Silveira PS, Itaqui Lopes MH, de Souza AR, Campos EP, de Abreu BA, Hoffman Ii I, Magalhães CR, Lima MC, Almeida R, Spinardi M, Tempski P. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study // BMC Medical Education (open access journal publishing). 2016. No. 282. Available at: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/ articles/10.1186/s12909-016-0791-1 DOI: 10.1186/s12909-016-0791-1

7. Yusoff M. S, Abdul Rahim A. F, Yaacob M.J. Prevalence and Sources of Stress among Universiti Sains Malaysia Medical Students // Malaysian Journal of Medical Science. 2010. January — March. No. 17 (1). P. 30–37. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/ articles/PMC3216143/

8. Elias H, Ping WS, Abdullah MC. Stress and academic achievement among undergraduate students in University Putra Malaysia // Procedia — Social and Behaviour Sciences. 2011. No. 29 (2). P. 646–655. Available at: https://www.researchgate.net/profile/AbdullahChong/publication/257715041_ Stress_and_Academic_Achievement_among_Undergraduate_Students_in_Universiti_Putra_ Malaysia/links/0a85e532c0836a5ee1000000/ Stress-and-Academic-Achievement-among-Undergraduate-Students-in-UniversitiPutra-Malaysia.pdf DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.11.288

9. Fazia, T., Bubbico, F., Nova, A. et al. Improving stress management, anxiety, and mental well-being in medical students through an online Mindfulness-Based Intervention: a randomized study // Scientific Report. 2023. No. 13 (8214). Available at: https://www.nature.com/articles/s41598-023-35483-z DOI: 10.1038/s41598-023-35483-z

10. Serdakova K.G., Shelest V. I., Krylova N.A., Smirnikova O.V., Khersonsky I. I., Shubina V. F. Features of the Emotional Sphere of the Personality of Urban Medical Students in the Educational Process // Integration of Education. 2023. Vol.27. No. 2. P. 245–261. Available at: https://edumag.mrsu.ru/content/pdf/23–2/04.pdf

11. Косинцева Т.Д. Влияние академического стресса на студентов // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2023. № 5 (86). С. 69–73.

12. Руженкова В.В., Руженков В.А. Учебный стресс и аффективные расстройства у студентов 1 курса медицинского и педагогического институтов (сравнительный анализ) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2018. № 7. С. 21–31.

13. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни. Кострома, 2010. 296 с.

14. Абитов И.Р., Куприянов Р.В., Мустафина Е.Э. и т. д. Взаимосвязь копинг-стратегий студентов с некоторыми особенностями личности // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Международной научной конференции. Кострома, 2016. Т. 1. С. 274–276.

15. Львова Е.Н., Митина О.В., Шлягина Е.И. Личностная тревожность и выбор стратегий совладания // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 1–11.

16. Будук-оол Л. К., Ховалыг А.М. Оценка показателей стресс-резистентности студентов разного пола ТувГУ// Вестник Тувинского государственного университета. Естественные и сельскохозяйственные науки. 2018. № 2. С. 8–15.

17. Бутырская И.Б., Ткач А.В., Неуймина Г.И., Бутырский А. Г. Показатели образа жизни, уровень учебного стресса и стрессоустойчивости у разнополых студентов медицинского ВУЗа при дистанционном и очном обучении // Крымский терапевтический журнал. 2021. № 3. С. 22–29.

18. Киселева Е.В., Киселев Н.Н. Адаптация студентов в высшем учебном заведении: анализ затруднений, поиск ресурсов // Siberian pedagogical journal. 2019. № 2. С. 57–63.

19. Руженкова В. В., Руженков В.А. Донозологические психические расстройства и учебный стресс у студентов-медиков // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. Доступно по ссылке: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=29593

20. Казаренков В.И., Карнелович М.М. Источники и признаки стресса у студентов разных курсов обучения // Психолого-педагогический поиск. 2022. № 1 (61). С. 129–142.

21. Черемискина, И. И., Эльзессер А.С. Отношение к стрессу у студентов первого курса медицинского вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 388–391.

22. Попова Т.А., Гарифуллин Р.А. Взаимосвязь локуса контроля и свойств личности студентов со стрессорами повседневной жизни // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2022. № 1. С. 40–53.

23. Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности // Сибирский психологический журнал. 2006. № 24. С. 53–58.

24. Гуляевская Н.В. Проблемы формирования профессиональной идентичности студентов медицинского вуза в условиях современного российского общества // Вестник Томского государственного университета. Психологические науки. 2009. № 326. С. 42–44.

25. Пличин А.В., Фадеева И.М. Профессиональная идентичность студента-медика: факторы и проблемы формирования // Огарёв — ONLINE. Социологические науки. 2017. Вып. 5. Доступно по ссылке: https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2017 /03/1plichinfadeeva-7.pdf.

26. Руженкова В.В., Шереметьева И.И., Руженков В.А. Сравнительные характеристики учебного стресса и состояния психического здоровья студентов-медиков старших курсов, учащихся в различных вузах (результаты межрегионального исследования) // Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2020. № 5. С. 34–46.

1. Ruzhenkova V. V. Nepsikhoticheskie psikhicheskie rasstroistva, suitsidalnoe povedenie i uchebnyi stress u studentovmedikov (rezultaty transkulturalnogo issledovaniia) [Non-psychotic mental disorders, suicidal behavior, and learning stress in medical students (transcultural research results)]: thesis for the degree of PhD in Medicine. Belgorod, 2021. 362 p. (In Russ.)

2. Demidova L. I. Psikhologicheskie sredstva adaptatsii lits v sotsiume (na primere lits s ogranichennymi vozmozhnostiami v peredvizhenii) [Psychological means of adaptation of people in society (using the example of people with mobility disabilities)]: thesis for the degree of PhD Candidate in Psychology. Novosibirsk, 2005. 220 p. (In Russ.)

3. Barinova O. G., Liapina S. S. Vzaimosviaz akademicheskoi prokrastinatsii, psikhicheskikh sostoianii i uspevaemosti studentov-medikov [The relationship between academic procrastination, mental states and academic performance of medical students] // Mezhkulturnaia kommunikatsiia v obrazovanii i meditsine [Intercultural Communication in Education and Medicine]. 2021. No. 3. P. 47–56. (In Russ.)

4. Rezaei-Gazki, P., Ilaghi, M. & Masoumian, N. The triangle of anxiety, perfectionism, and academic procrastination: exploring the correlates in medical and dental students // BMC Medical Education (open access journal publishing). 2024. Vol. 24. No. 181. Available at: https://bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-024-05145-3 DOI: 10.1186/s12909-024-05145-3

5. Wilkes T. C, Lewis T., Paget M., et al. Wellbeing and mental health amongst medical students in Canada // International Journal of Social Psychiatry (open access). 2022. Vol.68. No. 6. P.1283–1288. Available at: https:// journals.sagepub.com/doi/10.1177/00207640211057724 DOI:10.1177/00207640211057724

6. Brenneisen Mayer F, Souza Santos I, Silveira PS, Itaqui Lopes MH, de Souza AR, Campos EP, de Abreu BA, Hoffman Ii I, Magalhães CR, Lima MC, Almeida R, Spinardi M, Tempski P. Factors associated to depression and anxiety in medical students: a multicenter study // BMC Medical Education (open access journal publishing). 2016. No. 282. Available at: https:// bmcmededuc.biomedcentral.com/articles/10.1186/s12909-016-0791-1 DOI: 10.1186/s12909-016-0791-1

7. Yusoff M. S, Abdul Rahim A. F, Yaacob M. J. Prevalence and Sources of Stress among Universiti Sains Malaysia Medical Students // Malaysian Journal of Medical Science. 2010. January — March. No. 17 (1). P. 30–37. Available at: https:// www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3216143/

8. Elias H, Ping WS, Abdullah MC. Stress and academic achievement among undergraduate students in University Putra Malaysia // Procedia — Social and Behaviour Sciences. 2011. No. 29 (2). P. 646–655. Available at: https:// www.researchgate.net/profile/Abdullah-Chong/publication/257715041_Stress_and_Academic_Achievement_among_ Undergraduate_Students_in_Universiti_Putra_Malaysia/links/ 0a85e532c0836a5ee1000000/Stress-and-AcademicAchievement-among-Undergraduate-Students-in-Universiti-Putra-Malaysia.pdf DOI: 10.1016/j.sbspro.2011.11.288

9. Fazia, T., Bubbico, F., Nova, A. et al. Improving stress management, anxiety, and mental well-being in medical students through an online Mindfulness-Based Intervention: a randomized study // Scientific Report. 2023. No. 13 (8214). Available at: https://www.nature.com/articles/s41598-023-35483-z DOI: 10.1038/s41598-023-35483-z

10. Serdakova K. G., Shelest V. I., Krylova N. A., Smirnikova O. V., Khersonsky I. I., Shubina V. F. Features of the Emotional Sphere of the Personality of Urban Medical Students in the Educational Process // Integration of Education. 2023. Vol.27. No. 2. P. 245–261. Available at: https://edumag.mrsu.ru/content/pdf/23–2/04.pdf

11. Kosintseva T. D. Vliianie akademicheskogo stressa na studentov [The impact of academic stress on students] // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Surgut State Pedagogical University.] 2023. No. 5 (86). P. 69–73. (In Russ.)

12. Ruzhenkova V. V., Ruzhenkov V. A. Uchebnyi stress i affektivnye rasstroistva u studentov 1 kursa meditsinskogo i pedagogicheskogo institutov (sravnitelnyi analiz) [Educational stress and affective disorders in 1st year students of medical and pedagogical institutes (comparative analysis)] // Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neirokhirurgii [Bulletin of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery]. 2018. No. 7. P. 21–31. (In Russ.)

13. Kriukova T. L. Psikhologiia sovladaiushchego povedeniia v raznye periody zhizni [Psychology of coping behavior in different periods of life]. Kostroma, 2010. 296 p. (In Russ.)

14. Abitov I. R., Kupriianov R. V., Mustafina E. E. et al. Vzaimosviaz koping-strategii studentov s nekotorymi osobennostiami lichnosti [The relationship of students' coping strategies with some personality traits] // Psychology of stress and coping behavior: resources, health, development: proceedings of the IV International Scientific Conference. Kostroma, 2016. Vol. 1. P. 274–276. (In Russ.)

15. Lvova E. N., Mitina O. V., Shliagina E. I. Lichnostnaia trevozhnost i vybor strategii sovladaniia [Personal anxiety and the choice of coping strategies] // Voprosy psikhologii [Questions of Psychology]. 2015. No. 2. P. 1–11. (In Russ.)

16. Buduk-ool L. K., Khovalyg A. M. Otsenka pokazatelei stress-rezistentnosti studentov raznogo pola TuvGU [Assessment of stress resistance indicators of TuvSU students of different genders] // Vestnik Tuvinskogo gosudarstvennogo universiteta. Estestvennye i selskokhoziaistvennye nauki [Bulletin of the Tuvan State University. Natural and agricultural sciences]. 2018. No. 2. P. 8–15. (In Russ.)

17. Butyrskaia I. B., Tkach A. V., Neuimina G. I., Butyrskii A. G. Pokazateli obraza zhizni, uroven uchebnogo stressa i stressoustoichivosti u raznopolykh studentov meditsinskogo VUZa pri distantsionnom i ochnom obuchenii [Lifestyle indicators, the level of educational stress and stress tolerance among students of different genders of a medical university during distance and full-time education] // Krymskii terapevticheskii zhurnal [Crimean Therapeutic Journal]. 2021. No 3. P. 22–29. (In Russ.)

18. Kiseleva E. V., Kiselev N. N. Adaptatsiia studentov v vysshem uchebnom zavedenii: analiz zatrudnenii, poisk resursov [Student adaptation in higher education: analysis of difficulties, search for resources] // Siberian Pedagogical Journal. 2019. No. 2. P. 57–63. (In Russ.)

19. Ruzhenkova V. V., Ruzhenkov V. A. Donozologicheskie psikhicheskie rasstroistva i uchebnyi stress u studentov-medikov [Prenosological mental disorders and learning stress in medical students] // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniia [Modern Problems of Science and Education]. 2020. No. 2. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29593 (In Russ.)

20. Kazarenkov V. I., Karnelovich M. M. Istochniki i priznaki stressa u studentov raznykh kursov obucheniia [Sources and signs of stress in students of different courses of study] // Psikhologo-pedagogicheskii poisk [Psychological and Pedagogical Search] 2022. No. 1 (61). P. 129–142. (In Russ.)

21. Cheremiskina, I. I., Elzesser A. S. Otnoshenie k stressu u studentov pervogo kursa meditsinskogo vuza [First-year medical university students' attitude to stress] // Azimut nauchnykh issledovanii: pedagogika i psikhologiia [Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology]. 2021. Vol. 10. No. 1 (34). P. 388–391. (In Russ.)

22. Popova T. A., Garifullin R. A. Vzaimosviaz lokusa kontrolia i svoistv lichnosti studentov so stressorami povsednevnoi zhizni [The relationship of the locus of control and personality traits of students with the stressors of everyday life] // Vestnik Permskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta [Bulletin of the Perm State Humanitarian Pedagogical University]. Series No. 1. Psychological and pedagogical sciences. 2022. No. 1. P. 40–53. (In Russ.)

23. Povarenkov Iu. P. Psikhologicheskoe soderzhanie professionalnoi identichnosti [The psychological content of professional identity] // Sibirskii psikhologicheskii zhurnal [Siberian Psychological Journal]. 2006. No. 24. P. 53–58. (In Russ.)

24. Guliaevskaia N. V. Problemy formirovaniia professionalnoi identichnosti studentov meditsinskogo vuza v usloviiakh sovremennogo rossiiskogo obshchestva [Problems of formation of professional identity of medical university students in the conditions of modern Russian society] // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Psikhologicheskie nauki [Bulletin of Tomsk State University. Psychological Sciences]. 2009. No. 326. P. 42–44. (In Russ.)

25. Plichin A.V., Fadeeva I. M. Professionalnaia identichnost studenta-medika: faktory i problemy formirovaniia [Professional identity of a medical student: factors and problems of formation] // Ogarev — ONLINE. Sociological sciences. 2017. Issue 5. Available at: https://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2017/03/1plichinfadeeva-7.pdf. (In Russ.)

26. Ruzhenkova V. V., Sheremetieva I. I., Ruzhenkov V. A. Sravnitelnye kharakteristiki uchebnogo stressa i sostoianiia psikhicheskogo zdorovia studentov-medikov starshikh kursov, uchashchikhsia v razlichnykh vuzakh (rezultaty mezhregionalnogo issledovaniia) [Comparative characteristics of educational stress and mental health status of senior medical students and students at various universities (results of an interregional study)] // Vestnik nevrologii, psikhiatrii i neirokhirurgii [Bulletin of Neurology, Psychiatry and Neurosurgery]. 2020. No. 5. P. 34–46. (In Russ.)

В последнее время наметилась тенденция к росту стрессовых расстройств среди студентов, при чем среди студентов медицинских вузов хронический стресс встречается чаще, чем в общей популяции. Дополнительным фактором, усугубляющим данную ситуацию, является то, что уже на этапе поступления у абитуриентов медицинских вузов отмечается высокая распространенность стресса, тревоги и депрессии, а с началом обучения их уровень значительно повышается, поскольку присоединяется еще и академический стресс. Актуальность исследования обусловлена особенностями обучения и подготовки медицинских работников в высших учебных заведениях, а также социально-значимой ролью врача, высокими социально-психологическими требованиями, предъявляемыми врачу со стороны общества и государства. Цель исследования: определить выраженность тревожности и академического стресса у обучающихся медицинского вуза на разных этапах обучения.

Основными гипотезами исследования стали следующие:

1. Вероятно, студенты-медики будут демонстрировать повышенный уровень тревожности и академического стресса на всех этапах обучения, что связано со спецификой обучения в медицинском вузе.

2. По всей вероятности, уровень ситуативной тревожности не будет значимо различаться у студентов разного пола.

3. Вероятно, существует корреляционная связь между направленностью личности (интернальный локус контроля) и большей устойчивостью стрессу (демонстрация меньшего уровня тревожности, более адаптивное поведение).

Таким образом, целью исследования стало изучение выраженности тревожности и академического стресса у обучающихся медицинского вуза.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Определение статистически значимых различий в уровне тревожности, связанных с академической успеваемостью, у студентов медицинского вуза на разных этапах обучения.

2) Выявление статистически значимых различий в уровне тревожности у лиц обоего пола.

3) Определение наличия и достоверности корреляционной связи между направленностью личности и устойчивостью стрессу.

Для Цитирования:
Калиновская Анастасия Андреевна, Синенко Екатерина Андреевна, Грачева Анастасия Евгеньевна, Кузнецова Ольга Александровна, Тревожность и академический стресс в процессе обучения в вузе у студентов-медиков. Вестник неврологии, психиатрии и нейрохирургии. 2025;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: