По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Третья сила некоммерческих застройщиков

Петр ГРАБОВЫЙ профессор, заведующий кафедрой организации строительства и управления недвижимостью Национального исследовательского Московского государственного строительного университета (МГСУ)

Последние 25 лет на рынке жилищного строительства действуют два института застройщика — государственные и частные. Причем под частным застройщиком мы понимаем коммерческих застройщиков — юридических лиц. Третий организационный институт жилищных застройщиков — некоммерческие застройщики, добровольный сектор в жилищном строительстве — у нас практически отсутствует. Во всех европейских и североамериканских странах некоммерческий застройщик играет важную роль в обеспечении населения доступным жильем, в странах бывшего Варшавского блока он до сих пор очень активно действует.

Добровольный сектор является одним из основных источников получения социального жилья для большинства групп населения, которые не могут его получить иным путем. Такие организации, как правило, действуют на бесприбыльной некоммерческой основе, и их цель — предоставление недорогого качественно жилья. Создаются они населением в инициативном порядке, однако местные органы власти оказывают им разнообразную поддержку. Это может быть предоставление земельных участков за низкую плату или бесплатно, финансирование за счет государственных субсидий или коммерческих кредитов под государственные гарантии и так далее.

У нас поставлена грандиозная программа, к 2024 году необходимо в стране будет ввести 120 млн квадратных метров жилья в год. Каким образом за четыре года предполагается достичь такого увеличения индустриально жилищного строительства, притом что сектор предприятий стройиндустрии практически вряд ли поменяется?

В национальном проекте не сказано, откуда в 2024 году появятся недостающие 40 млн квадратных метров, но можно догадаться, что по умолчанию такое количество жилья должны построить сами российские граждане. Российская служба государственной статистики такое жилье определяет как жилые дома, построенные населением за счет собственных и привлеченных средств, а Градостроительный кодекс — как объекты индивидуального жилищного строительства.

Таким образом, очевидно, что государство в своих планах рассчитывает на то, что треть запланированного жилья построят граждане в виде частных домов в малых и средних городах, в пригородах и сельской местности. На сайте Минстроя России «Единый институт развития в жилищной сфере» опубликован документ под названием «Стратегия развития жилищной сферы Российской Федерации на период до 2025 года». Опубликована эта стратегия более двух лет назад и, судя по названию, является документом отраслевого стратегического планирования. Однако нигде не удалось мне найти никаких выходных данных о решении, которым она утверждена, нет данных о ее регистрации в Федеральном государственном реестре. Но оперируя абсолютными цифрами, которыми стратегия повторяет задания национального проекта о вводе, увеличения объема с 80 до 120 млн квадратных метров, сам по себе напрашивается вопрос: каким образом? Поэтому я еще раз хочу сказать, что малоэтажное жилищное строительство должно стать революционной альтернативой городскому многоэтажному. Необходима смена парадигмы, переход к массовому малоэтажному жилищному строительству, изменение политики землепользования и развития новых моделей градостроительства.

Для Цитирования:
Петр ГРАБОВЫЙ, Третья сила некоммерческих застройщиков. Глава местной администрации. 2020;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: