Традиционно за высшими образовательными учреждениями в качестве основных были закреплены две функции: обучение и научно-исследовательская деятельность. В последнее время активно обсуждается так называемая третья, или социальная, миссия университета. Её суть часто трактуется по-разному как в России, так и в Европе.
Некоторые рассматривают её узко — как предпринимательскую деятельность, коммерциализацию интеллектуальных ресурсов университета или «академический капитализм». Другие трактуют социальную миссию вуза широко, относя к ней любую активность университета вне его академической деятельности (преподавания и науки), включая некоммерческие проекты, направленные на решение социальных проблем сообщества. Для третьих это новая стратегия, основанная на действиях в трёх различных направлениях: непрерывное (продолженное) образование; трансфер технологий и развитие инноваций; вовлечённость университетов в социальную жизнь. Но в любом случае третья, социальная, миссия университета предполагает активное участие высшей школы в жизни общества.
...третья, социальная, миссия университета предполагает активное участие высшей школыв жизни общества...
Таким образом, университеты создают запас доверия к себе, выступая в качестве компетентного некоммерческого партнёра, чем привлекают абитуриентов, а также используют полученный практический опыт социального партнёрства при организации научных исследований и в процессе обучения. Студенты, в свою очередь, имеют возможность применить академические знания и получить дополнительную квалификацию вне стен академического учреждения. Общественная активность готовит студента к будущей профессиональной деятельности, способствует развитию личности обучаемого, развивает его коммуникативные компетенции, формирует навыки ответственного поведения в обществе, воспитывает гражданина.
Участники дискуссии — Елена Кудряшова, ректор Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова, Алексей Зубец, проректор по стратегическому развитию и практико-ориентированному образованию Финансового университета при Правительстве РФ, Василий Попов, проректор по науке и инновациям Воронежского государственного университета, Наталья Мальковец, доцент кафедры муниципального управления Новокузнецкого института (филиала) Кемеровского государственного университета, ответственный секретарь секции местного самоуправления Ассоциации сибирских и дальневосточных городов, и другие представители вузов — обсудили успехи и ошибки в реализации своей социальной миссии. Обобщённый взгляд на проблему представил председатель Экспертного совета Политехнического музея, член Московской Хельсинкской группы, член оргкомитета ОГФ Вячеслав Бахмин. Предлагаем нашим читателям ознакомиться с его аналитическим заключением.