Собрание открыл руководитель службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Сергеевич Кравцов: «Я отвечаю за оценку качества всех уровней образования.
Служба надзора в сфере образования и науки принимает решение по аккредитации высших учебных заведений, организации проверок.
Данное мероприятие очень важно для использования в нашей дальнейшей работе. В советское время в стране было 518 организаций высшего профессионального образования, включая вузы и филиалы. Пять лет назад в Российской Федерации насчитывалось 2,5 тысячи таких организаций. И, понятно, определённая проблема девальвации качества высшего образования имела место. Для министерства была поставлена соответствующая задача, и за пять лет мы сократили количество неэффективных вузов более чем на 50 процентов. Причём были обеспечены равные права всех студентов.
Сегодня перед нами стоит новый этап: изменить систему оценки высшего образования.
К сожалению, у нас есть определённые проблемы, которые мы признаём. И важно понять, как изменить оценку, чтобы она измеряла реальные знания студентов. Буквально недавно Государственная дума в первом чтении приняла соответствующий проект, который позволяет учитывать и проводить оценку знаний студентов в системе государственной аккредитации. Это существенный шаг. Мы тоже смотрим за рейтингом, который есть в стране, поддерживаем рейтинг, инициированный МГУ и коллегами. Мы планируем использовать результаты рейтинга «Третья миссия университета» в системе государственной аккредитации. Но при этом важно, чтобы одним из показателей была оценка качества знаний и способностей студента.
В системе школьного образования есть международный критерий, который проводит оценку действительных знаний школьников.
В нынешних рейтингах высших учебных заведений оцениваются научные статьи, трудоустройство — некие понятные, но формальные показатели.
И ещё я бы задал вопрос: какой выпускник должен быть через 10–20 лет? Система школьного и вузовского образования должна подстраиваться под потенциального выпускника. Понятно, что по прошествии десятилетий будут другие требования, другая экономика, будет меняться мир. Так что необходимо иметь гибкую и отвечающую новым вызовам систему образования».