Ректоры ведущих университетов однозначно определили тренд дальнейшего развития вузов — это цифровизация. Перед университетами стоит задача не только развивать науку и давать образование, но ещё и выполнять социальные задачи. Только решая такую тройственную, триединую задачу, мы можем подготовить высококлассного специалиста, востребованного сегодня на рынке труда.
Какое образование хотят получить наши студенты — фундаментальное либо прикладное? По результатам опроса студентов, большинство из них выбирают крен в сторону фундаментализации образования. Это не означает, что мы не хотим и не должны готовить специалистов, востребованных экономикой.
Так получается, что мне периодически приходится участвовать в процедурах общественно-профессиональной аккредитации, работать с представителями работодателей. Честно говоря, я ни разу ни от одного работодателя не слышал мнение, которое бы сводилась к тому, что он полностью удовлетворён выпускником. Мнения очень разные. Кто-то говорит: «Мне нужно ещё 3–4 месяца, чтобы подготовить и довести выпускника вуза до моих требований». Кто-то более категоричен, говорит: «Нет, годика два-три». Тут же начинаешь вспоминать Аркадия Райкина, который говорил: «Забудьте, чему вас учили в институте, как кошмарный сон, всё начинаем учить сначала».
Тем не менее, хочется сказать, что на сегодняшний день ситуация, конечно же, не такая. Большинство вузов готовят специалистов, которые в значительной степени соответствуют потребностям рынка труда.
Сегодня дискутируется вопрос, насколько необходимо и востребовано онлайн-образование, дистанционное обучение? Современная цифровая образовательная среда представляет собой 38 образовательных платформ, на которых сосредоточено больше тысячи различных учебных курсов, разработанных 125 вузами. Хорошо это или плохо? Конечно же, хорошо. Идёт расширение спектра реализуемых направлений, курсов, которые представлены на этих платформах.
Что плохо? Плохо, наверное, то, что в силу перехода на компетентностную модель подготовки выпускника у нас с вами в учебном плане за каждой дисциплиной закреплены определённые компетенции. Причём с очень высокой степенью вероятности могу сказать, что в учебных планах разных вузов за одной и той же дисциплиной закреплены разные компетенции. Соответственно нельзя гарантировать, что, выбрав и изучив курс, разработанный другим вузом, наш студент полностью освоит те компетенции, которые закреплены нашим учебным планом. К сожалению, этого нельзя гарантировать.