Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года определяют в качестве целей государственной политики безопасное обращение с отходами. Это обеспечивается на основе поэтапного введения запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие) (п. 15 Основ).
Деятельность в сфере строительства характеризуется образованием отходов, которые содержат полезные компоненты, в связи с чем их захоронение запрещается. Перечень названных видов отходов установлен распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. №1589-р и включает, в частности, отходы изолированных проводов и кабелей, лом изделий электроустановочных и другие виды отходов. Данные отходы идентифицируются в качестве твердых коммунальных отходов.
Реформирование законодательства об отходах направлено в первую очередь на изменение порядка обращения с коммунальными отходами. Комплексная стратеги правового регулирования обращения с отходами названной категории впервые провозглашена в нашей стране в 2013 году в приказе Минприроды России от 14 августа 2013 г. №298 и получила название стратегии расширенной ответственности производителя отходов (далее — РОП). Поэтапная реализация названной стратегии нашла отражение в виде поправок к Федеральному закону от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»1 и постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.
Законодательство предусматривает обязанность производителя отходов осуществлять утилизацию отходов или уплачивать экологический сбор в бюджет. Обязанность по утилизации считается исполненной с момента представления отчетности о выполнении норматива утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.
Отчетность представляется производителем в орган Росприроднадзора (импортеры — в центральный аппарат Росприроднадзора) в форме договора с оператором по обращению с ТКО или региональным оператором или акта утилизации отходов от использования товаров. При заключении договоров необходимо получать подтверждение от оператора о наличии мощностей по переработке отходов.