По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 349.6

Требования в области обращения с отходами при строительстве

Мисник Галина Анатольевна д-р юрид. наук, профессор кафедры земельного и экологического права, Российский государственный университет правосудия, e-mail: galmisnik@yandex.ru

В целях устранения правовой неопределенности в статье предложено применение правовой конструкции объективной оценки рисков при осуществлении деятельности в сфере обращения с отходами. Авторы анализирует правовые позиции судов по данному вопросу и предлагает законодательное устранение противоречий и пробелов в правовом регулировании обращения с отходами в целях устранения существующих правовых коллизий в рассматриваемой сфере регулирования. При исследовании данной проблемы дана оценка существующим концептуальным подходам к определению правовой природы рисков в сфере строительства, предложена их классификация. На основе изучения нормативной правовой основы данных отношений и судебной практики сделан вывод о недостаточности правового регулирования названных отношений, существовании значительного числа правовых неопределенностей, что приводит к нарушению принципа единообразия применения законодательства в судебной и административной практике.

Основы государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года определяют в качестве целей государственной политики безопасное обращение с отходами. Это обеспечивается на основе поэтапного введения запрета на захоронение отходов, не прошедших сортировку, механическую и химическую обработку, а также отходов, которые могут быть использованы в качестве вторичного сырья (металлолом, бумага, стеклянная и пластиковая тара, автомобильные шины и аккумуляторы и другие) (п. 15 Основ).

Деятельность в сфере строительства характеризуется образованием отходов, которые содержат полезные компоненты, в связи с чем их захоронение запрещается. Перечень названных видов отходов установлен распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. №1589-р и включает, в частности, отходы изолированных проводов и кабелей, лом изделий электроустановочных и другие виды отходов. Данные отходы идентифицируются в качестве твердых коммунальных отходов.

Реформирование законодательства об отходах направлено в первую очередь на изменение порядка обращения с коммунальными отходами. Комплексная стратеги правового регулирования обращения с отходами названной категории впервые провозглашена в нашей стране в 2013 году в приказе Минприроды России от 14 августа 2013 г. №298 и получила название стратегии расширенной ответственности производителя отходов (далее — РОП). Поэтапная реализация названной стратегии нашла отражение в виде поправок к Федеральному закону от 24 июня 1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»1 и постановление Правительства РФ от 12.11.2016 №1156.

Законодательство предусматривает обязанность производителя отходов осуществлять утилизацию отходов или уплачивать экологический сбор в бюджет. Обязанность по утилизации считается исполненной с момента представления отчетности о выполнении норматива утилизации либо со дня уплаты экологического сбора.

Отчетность представляется производителем в орган Росприроднадзора (импортеры — в центральный аппарат Росприроднадзора) в форме договора с оператором по обращению с ТКО или региональным оператором или акта утилизации отходов от использования товаров. При заключении договоров необходимо получать подтверждение от оператора о наличии мощностей по переработке отходов.

Для Цитирования:
Мисник Галина Анатольевна, Требования в области обращения с отходами при строительстве. Юрисконсульт в строительстве. 2020;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: