Статья поступила 23 марта 2019 г.
В марте 2019 г. в Москве, в Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации прошел круглый стол «Траектория трансформации учетно-аналитического и аудиторскогообразования в условиях цифровизации». Читая красивое и звучное название конференции, невольно обращаешь внимание на терминологию. Аудиторское образование — это образование, наличие которого является необходимым (но не достаточным) условием для входа в аудиторскую профессию.
А что такое учетно-аналитическое образование?Чем оно отличается от бухгалтерского образования? Кто такой бухгалтер?
Совсем недавно, во время празднования 100-летнего юбилея Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, ведущий со сцены Государственного Кремлевского дворца оглашал перечень специальностей, по которым готовит студентов Финансовый университет. Было названо порядка 10 профессий, но профессия «бухгалтер» так и не прозвучала, хотя, насколько мне известно, удельный вес программ дополнительного профессионального образования, связанных с бухгалтерским учетом и аудитом, в университете самый большой.
Такой спрос на бухгалтерскую квалификацию подтверждает и рынок труда: по официальным данным Министерства труда и социальной защиты РФ, основанных на технологиях BigData, самой востребованной в странепрофессией в 2018 г. стала профессия бухгалтера (131 тыс. вакансий, для сравнения: в 2017 г.— 100 тыс., рост на 30%).
Не станем скрывать, что в последнее время слово «бухгалтер» стало чуть ли не синонимом ретрограда, погрязшего в решении местечковых, рутинных задач, не видящего перспективу развития и не умеющего мыслить стратегически. Но так ли это?
На наш взгляд, такое понимание является глубоко ошибочным. Свои аргументы я хочу предварить небольшим экскурсом в философию. Характерная черта современной стадии развития нашей цивилизации состоит в преумножении, зачастую излишнем, сущностей. Новые сущности не всегда оказываются жизнеспособными, жизненный цикл некоторых из них оказывается сверхкоротким.