Современные производители быстро осваивают (копируют и модифицируют) новые технологии и инновационные разработки, сокращая время от разработки документации до серийного производства и появления нового продукта на рынке. Отсюда перед государством в условиях обострившейся конкуренции стоит сложная задача подготовки новой высокопрофессиональной элиты и руководителей среднего звена [1–15].
Новые требования к выпускникам высшей школы находят свое отражение в новом стандарте. Обратимся к тексту нового федерального государственного стандарта высшего образования по направлению подготовки 54.03.01 Дизайн (уровень бакалавриата), (приказ № 1004 от 11 августа 2016 года Министерства образования и науки Российской Федерации). Выделение в новом стандарте новой структурной группы компетенций «общепрофессиональные компетенции» и увеличение профессиональных компетенций с 6 до 13 указывают не только на возросшие требования к выпускникам данного направления подготовки, но и на появление новых требований к результатам освоения программы [16–19].
Проведем сравнительный анализ компетенций, указанных в федеральном государственном стандарте высшего образования по направлению подготовки 072500 дизайн и 54.03.01 дизайн (уровень бакалавриата). В новом стандарте на первое место в общекультурных компетенциях выходит способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1) и способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); в то время как в стандарте старом (приказ № 780 от 22 декабря 2009 г. Министерства образования и науки Российской Федерации.) ОК- 1 звучит как владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. В стандарте 2016 года возрастает и роль умения использовать основы экономических знаний в своей профессиональной деятельности. Экономическая составляющая выделяется в отдельную общекультурную компетенцию (ОК-3). В то время как в стандарте 2009 года умение использовать основы экономических знаний не дифференцируется и обозначается наряду с использованием основных положений социальных и гуманитарных наук при решении социальных и профессиональных задач как ОК-9.