По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.33

Требования для перевозки опасных грузов автотранспортом

К. А. Кириллов канд. техн. наук, ООО «ПТИА-АВТО», г. Москва, Российская Федерация, E-mail: kirillov_kirill@inbox.ru

В статье анализируется текущее и перспективное состояние технического регулирования цистерн для перевозки опасных грузов для целей повышения безопасности дорожного движения. Рассматривается в том числе и международное законодательство по вопросам перевозки опасных грузов.

Литература:

1. Статистические данные по перевозке грузов по видам транспорта России URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: 09.12.2023).

2. Риск при перевозке опасных грузов автомобильным транспортом / Пумбрасова Н.В., Петухова О.С. // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. — 2014. — №39. — С. 132-136. — EDN SFMJEL. https://elibrary.ru/ item.asp?id=21636676.

3. Сопроводительная документация при перевозке опасных грузов / Скобелев Д.О., Виноградова Е.Н., Решетарь О.А., Плешивцева Т.С. // Химическая безопасность. — 2018. — Т. 2. — №1. — C. 244-251. EDN: XRLIZV DOI: 10.25514/CHS.2018.1.12899 https:// elibrary.ru/item.asp?id=35154957.

4. Состояние вопроса перевозки опасных грузов и рекомендации по совершенствованию перевозок / Телков А.В. // Гражданская оборона на страже мира и безопасности: Материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной Всемирному дню гражданской обороны. В 3-х частях, Москва, 01 марта 2019 года. Том Часть II. — Москва: Академия Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, 2019. — С. 439-444. — EDN HTICGU. https://elibrary.ru/item.asp?id=41286775.

5. Формирование единых принципов сертификации при перевозках опасных грузов / Мороз Д.Г. // Вестник Московского автомобильно-дорожного института (государственного технического университета). — 2009. — №3(18). — С. 114-119. — EDN KXMXGF. https://elibrary.ru/item.asp?id=12955083.

6. Сведения о состоянии безопасности дорожного движения. Количество автомототранспортных средств и прицепов к ним, стоящих на учёте. URL: http://www.gibdd.ru/stat/ (дата обращения: 09.12.2023).

7. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом : учебное пособие для СПО / Агешкина Н.А. — 2-е изд. — Саратов : Профобразование, 2022. — 144 c. — ISBN 978-5-4488-1368-9.

8. Вопросы безопасности транспортировки опасных грузов / Соколов Ю.И. // Проблемы анализа риска. — 2009. — Т. 6, №1. — С. 38-74. — EDN NUFHPT. https:// elibrary.ru/item.asp?id=16369043.

9. Соглашение о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ 2023) URL: https://unece.org/transport/standards/transport/dangerous-goods/adr-2023-agreement-concerning-international-carriage (дата обращения: 09.12.2023).

10. Информационная система «Техэксперт: 6 поколение» Интранет. URL: http:// lab3.cntd.ru/kodeks01/ (дата обращения: 09.12.2023).

В России находят применение все виды транспорта, такие как: железнодорожный, воздушный, автомобильный, водный транспорт и трубопроводный, однако по данным Росстата, с 2000 по 2022 г. доля перевозки грузов автотранспортом составляет более 70% грузов или примерно 6 млрд т в год. Но по показателям грузооборота (млрд т∙км) лидером по видам транспорта является железнодорожный с долей более 47%, в то время как на автомобильный имеет долю всего 5,6% за 2022 год (хотя доля для автомобильного транспорта постепенно увеличилась с 4% за 2000 год) [1].

Автомобильный транспорт является важнейшей составной частью транспортной инфраструктуры Российской Федерации. Автомобильные перевозки популярны и широко используются, так как это обусловлено его преимуществами как надежного и оперативного способа доставки, грузоперевозки в любое удобное время и место, доставки товара прямо к месту назначения, перевозки грузов по оптимальному маршруту и способности при необходимости отклониться от первоначального маршрута, что позволяет забрать попутный груз, а, значит, удешевить логистику, и гарантирует своевременную перевозку вне зависимости от непредвиденных ситуаций. Таким образом, даже с учетом имеющихся недостатков, а именно: ограниченности использования на большие расстояния при перевозке значительных партий грузов, зависимости от дорожной сети и высокой стоимости при грузовых перевозках на большие расстояния, обеспечивается не только высокая маневренность и универсальность использования, но и то, что он хорошо вписывается в рыночную экономику. Успешная конкуренция на автомобильном транспорте обусловлена его демонополизацией. Междугородние и международные грузоперевозки на автомобилях характеризуются быстротой, гибкостью и маневренностью [2].

В результате проведенного анализа системы организации перевозок опасных грузов, по оценкам Минтранса России, в общем объеме грузов, перевозимых в России всеми видами транспорта, доля опасных грузов составляет порядка 20%, или примерно 800 млн т. Можно констатировать, что на долю автомобильного транспорта приходится около 65% объемов перевозок опасных грузов, около 30 % — железнодорожного транспорта, около 0,1% — авиации, примерно 5% — речного и морского транспорта [3].

Для Цитирования:
К. А. Кириллов, Требования для перевозки опасных грузов автотранспортом. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2024;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: