В связи с тем что новые марки машин, в особенности зарубежные, снабжены системой электронного управления и сигнализации, необходимо соблюдать меры безопасности при их ремонте [1, 2].
Безопасность труда при ремонте электронного оборудования и видеодисплейных терминалов (ВДТ) бортовых компьютеров сельскохозяйственных машин (см. рисунок) регламентируется СанПиН 2.2.2/2.4. 1340-03 [1].
Работа электрослесаря относится к категории работ, связанных с опасными и вредными условиями труда. В процессе работы на него могут оказывать действие следующие опасные и вредные производственные факторы [2]:
Физические: повышенные уровни электромагнитного, рентгеновского, ультрафиолетового и инфракрасного излучений, статического электричества, запыленности воздуха рабочей зоны; повышенное содержание положительных и пониженное — отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны; пониженные или повышенные влажность и подвижность воздуха рабочей зоны, уровень освещенности; повышенный уровень шума, прямой блесткости, ослепленности, пульсации светового потока; неравномерность распределения яркости в поле зрения; повышенная яркость светового изображения; повышенное напряжение в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека.
Химические: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны вредных веществ.
Психофизические: напряжение зрения, внимания; интеллектуальные нагрузки; длительные статические нагрузки; монотонность труда; большой объем информации, обрабатываемый в единицу времени.
Биологические: повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов.
Корпус ВДТ должен быть окрашен в мягкие тона и иметь матовую поверхность без блестящих деталей, способных создать блики. Органы управления на панели должны закрываться крышкой или быть утопленными в корпус.
В технической документации на ВДТ должны быть указаны оптимальные и допустимые диапазоны визуальных эргономических параметров (яркость знака, внешняя освещенность экрана, угловой размер знака). Их значения получают в результате испытаний. При отсутствии в технической документации на ВДТ данных об оптимальных и допустимых диапазонах значений эргономических параметров эксплуатация ВДТ не допускается.