Следует рассмотреть одно из основных положений, из числа тех, на какие опирается концепция нового урбанизма, — транссекторное развитие, или разрезное планирование. Корни идеи традиционного дизайна соседства (Traditional Neighborhood Design, TND) прослеживаются в работе Джейн Джекобс в США и Леона Криера в Европе. В книге «The live and death of American dream» (1961) Д. Джекобс отмечает неудачи модернистских идей планирования — высотные здания и большие парки для поддержания смешанного применения этнических кварталов Гринвич-Виллидж. Она связывала ухудшение вежливости с изменениями городских форм.
В работах Леона Криера преобладает идея развития города, который состоит из близких пешеходных общин, в каких места для жизни, трудовой деятельности и отдыха локализованы рядом и интегрированы друг с другом, они не разделены на отдельные области. Криер критиковал идеи «модернизма» и придерживался необходимости возвращения к традиционным принципам в сфере строительства и дизайна. Книга его авторства «The Architecture of Community» — почти полная коллекция его произведений, иллюстраций и рисунков, созданных на протяжении жизни. Он считал, что хороший город должен быть визуально согласован и многофункционален. Криер рассматривал компактные доиндустриальные города в качестве моделей мест, объединяющих городские функции, без путаницы, спровоцированной сочетанием стилей здания и включением негородских элементов.
Кевин Линч по большей части посвятил свою карьеру попытке предложить руководство по оптимальной городской форме в книге «The image of the city». Он предлагал теорию планирования, говорящую о том, какое влияние оказывают элементы городской формы на функции и вид городской среды.
Идеи традиционного дизайна соседства получили свое развитие во многом благодаря воздействию работ архитекторов и планировщиков — Андреса Дуани и его жены Элизабет Платер-Зиберк. Именно они являются пионерами движения нового урбанизма в архитектуре и в 1980 г. авторами разработки дизайна приморья Флориды. Их подход поначалу стал известен как «развитие традиционных кварталов соседства», он применяется для размещения жилья, мест отдыха, центров с различной структурой и пригородных территорий. Эти авторы наиболее известны тем, что выдвинули идею неотрадиционного градостроительства, или традиционного дизайна соседства. Андрес Дуани и Элизабет Платер-Зиберк сакцентировали внимание на местном народном краеведческом городке или деревне, на классических идеях возрождения рациональной архитектуры. Центр города с его сочетанием коммерческого, гражданского и жилого применения они определили как базис общинной идентичности и общительности: центр — гарант формального обращения с архитектурой и уличным рисунком, а еще — площадь или зеленые места, предназначенные для гражданской деятельности.