Структура и протяженность улично-дорожной сети города создается на основе генеральных планов развития, ориентированных на определенный уровень автомобилизации. В течение довольно длительного времени в СССР, а затем и в России приоритет в развитии транспортного обслуживания отдавался общественному пассажирскому транспорту и в качестве расчетного уровень автомобилизации принимался 60 авт/1000 чел. Именно для этого уровня автомобилизации и были созданы вся транспортная инфраструктура и система управления дорожным движением современных российских городов.
Основными их недостатками являются малая удельная плотность городских автомагистралей и недостаточно развитая сеть второстепенных автодорог; низкая пропускная способность городских улиц и перекрестков; совмещенное движение общественного пассажирского транспорта, особенно трамваев в середине проезжей части, легкового, грузового и транспорта специального назначения; отсутствие системы информационного обеспечения городского движения; отсутствие необходимого количества автостоянок и парковок.
Современные города и мегаполисы нуждаются в постоянном увеличении объема транспортного сообщения, повышении его надежности, безопасности и качества. Это требует увеличения затрат на улучшение инфраструктуры транспортной сети, превращения ее в гибкую, высокоуправляемую логистическую систему. При этом риск инвестиций значительно возрастает, если не учитывать закономерности развития транспортной сети, распределение загрузки ее участков. Игнорирование этих закономерностей приводит к частому образованию транспортных пробок, значительной перегрузке отдельных узлов сети, повышению уровня аварийности, экологическому ущербу.
В европейских странах транспортные проблемы практически не отличаются от российских: те же заторы, дорожно-транспортные происшествия и загрязнение окружающей среды. Общепризнанные критерии качества дорожного движения: предупреждение образования и распространения транспортных заторов, минимизация расхода топлива, снижение уровня загрязнения окружающей среды и чрезмерного уровня шума — применимы как к западным, так и к российским автомагистралям.