За январь–март 2024 года средний срок доставки грузов для личного пользования из России в Беларусь вырос в два раза. Например, перевозка по маршруту «Москва — Минск» теперь занимает четыре дня, тогда как годом ранее не превышала двух суток, сообщил руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов Вадим Филатов на Международном экономическом форуме стран-участников СНГ в Москве.
Срок доставки увеличился после введения в Беларуси обязательных контрольных проверок отправлений физических лиц из России и стран ЕАЭС. С 28 декабря 2023 года вступил в силу Указ №297, который нацелен на предотвращение ввоза в страну запрещенных отправлений, включая беспилотные летательные аппараты (БПЛА).
«Теперь компания не может выдать грузы физических лиц без получения документов о проведении досмотра. Перевозчики сборных грузов вынуждены сначала доставлять их на склад для выгрузки коммерческих партий, а затем — повторно отправлять машину с грузами физлиц на досмотр», — рассказал Вадим Филатов.
Он подчеркнул, что из-за роста расходов на топливо, транспортные и складские операции за январь-март стоимость доставки отправлений для личного пользования из России в Беларусь увеличилась на 10–30% (в зависимости от их весогабаритных характеристик) по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Досмотры проводятся на шести площадках — в Минске, Могилеве, Гомеле, Витебске. Каждый раз при доставке перевозчики дополнительно проезжают от 10 до 70 км до мест проведения контрольных проверок.
«Компании заранее записываются на досмотр в электронной очереди. Свободных площадок не хватает, поэтому время проверки может доходить до двух дней», — отметил руководитель Ассоциации автомобильных грузоперевозчиков и экспедиторов.
Из-за увеличения сроков и стоимости перевозки ряд транспортных компаний отказалась принимать отправления для физлиц, остальные — увеличили тарифы, подчеркнул Вадим Филатов.
По его словам, чтобы избежать нехватки транспортных средств для доставки грузов жителей России и Беларуси, важно увеличить число пунктов досмотра в республике, которых сейчас остро не хватает. В первую очередь необходимо создать новые площадки в Гродненской и Брестской областях — значимых логистических узлах Беларуси, где расположены аэропорты, происходит прием и обработка отправлений.