В настоящее время в дальневосточном регионе Российской Федерации реализуются очень крупные проекты по строительству газо- , нефтепроводов, линий связи и электропередач, в процессе выполнения которых приходится решать проблему доставки рабочих и грузов в условиях практически полного отсутствия транспортной инфраструктуры в зоне строительства. Отсутствуют дороги, существующие транспортные средства имеют высокую стоимость, негативно воздействуют на окружающую среду, расходуют много топлива, поэтому их использование нередко экономически и экологически нецелесообразно.
С 80-х годов прошлого века в стране интенсивно развивается новый вид транспорта для движения по бездорожью – легкие вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления. Созданы, прошли успешные испытания и эксплуатируются в настоящее время как изготовленные самодельщиками, так и выпускаемые заводами многочисленные модели таких вездеходов: трехколесные, четырех-, шестиколесные, с традиционным рулевым управлением и с бортовым поворотом, разной мощности, грузоподъемности и пассажировместимости. Всех их объединяет одно замечательное качество – это высокая проходимость вплоть до преодоления вплавь водных препятствий в сочетании с экологичностью по отношению к почве вследствие низкого удельного давления на грунт.
Исследования, выполняемые на протяжении более двух десятилетий в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский государственный университет», показали перспективность использования вездеходов на пневматиках сверхнизкого давления в качестве транспортных средств в строительстве [1]. Теоретической основой исследований стали работы ведущих отечественных и зарубежных ученых по анализу движения колесных и гусеничных машин в условиях бездорожья, научные работы по проектированию и совершенствованию транспортных машин, материалы международных и всероссийских конференций по проблемам строительного производства.
Анализ различных аспектов создания и применения экологичной вездеходной техники в виде легких вездеходов на пневматиках сверхнизкого давления показывает, что она может стать ключевым звеном при ведении строительства в суровых малоосвоенных районах с их бездорожьем, болезненной уязвимостью природы. На рис. 1 показана классификация лесных препятствий и их воздействие на вездеход.