В 2020 г. мировое сообщество столкнулось с вызовом, который существенно изменил экономику и жизнь людей — пандемией COVID-19. Закрытие границ, волатильность на мировых сырьевых рынках, сокращение деловой активности, сжатие спроса на товары и услуги, включая транспортные, оказали значительное влияние на транспортный комплекс. При этом транспорт был и остается базовой отраслью экономики: по оценкам ведущих консалтинговых агентств с учетом мультипликативного эффекта транспорт генерирует до 18 трлн руб. в общем объеме ВВП и создает 14 млн рабочих мест, что включает смежные пандемия COVID-19 нанесла урон транспортному сектору страны. Больше всего пострадал пассажирский сектор — объемы перевозок, проседавшие на пике ограничений до 60-70%, по итогам года сократились на четверть. В авиации в период самых «жестких» ограничений общее падение пассажирских перевозок составляло около 90%.
Несмотря на все трудности, благодаря реализации рекомендаций по соблюдению санитарных требований на транспорте, разработанных Минтрансом совместно с Роспотребнадзором, транспорт не стал источником повышенного распространения коронавируса.
На грузовых перевозках сказался в первую очередь спад производства в основных грузообразующих отраслях, товарного состава экспорта и оборота розничной торговли. Данные негативные факторы привели к снижению объемов перевозок на 5% к уровню 2019 г.
Комплекс системных и отраслевых мер государственной поддержки финансового и нормативного правого характера позволили стабилизировать ситуацию, в первую очередь в сфере пассажирских перевозок.
В частности, только через Минтранс России на обеспечение текущей деятельности и сохранение трудовых коллективов организациям транспортного комплекса направлено 37,2 млрд руб. Минтранс доказал свою надежность и устойчивость, обеспечив бесперебойную работу экономики и связность страны.
Пандемия сделала внутренний рынок перевозок и туризма ключевыми векторами развития спроса транспортных услуг.
Практика субсидирования государством социально значимых пассажирских перевозок доказала свою эффективность и будет продолжена. В этом году Минтрансу выделено 18,7 млрд руб. для субсидирования трафика.