— Кирилл Валерьевич, в одном из интервью Вы сказали, что ваша задача как в Библии: за тот период, пока у нас есть семь тучных лет, настроиться на те семь лет, которые тучными не будут. Стал ли 2020 год первым нетучным? Каких результатов ждете в 2021–2022 годах и с чем связываете такие ожидания?
— На самом деле 2020 год оказался самым тучным за всю мою карьеру в ТМХ: мы показали самый высокий уровень по выручке в 305 млрд руб. против 286 млрд руб. в 2019 году, прирост составил 6,6%. Особо отмечу, что, несмотря на ограничения из-за пандемии, мы смогли эффективно организовать экспортные поставки пассажирских вагонов в Египет. Первые отгрузки состоялись в июне, когда Москва находилась на карантине и были практически полностью прекращены все международные перелеты. Именно в этот момент первые вагоны были погружены в порту Санкт-Петербурга и отправлены в Александрию, а в Египте нас ждала масса других ограничений. Но ни на один месяц мы не сорвали график поставок. Таким образом, в 2020 году мы не только показали самые лучшие финансовые и производственные результаты, но и устойчивость ТМХ к крайне сложным и турбулентным экономическим условиям.
2021 год, к моему глубокому разочарованию, будет менее эффективным. С одной стороны, рынок остается высоким с точки зрения потребностей и потенциальных объемов поставок. С другой — весь мир столкнулся с результатами смягчения политики финансовых регуляторов, что привело к таким уровням инфляции, которые мир не видел долгие годы. Так, даже в США инфляция разогналась до более чем 5% годовых, а уровень чистого долга в США достиг почти 29 трлн долл., при этом на 6 трлн он вырос за последние два года. В результате все цены на базовые ресурсы, сырье, материалы радикально выросли. Для всех участников машиностроительного рынка это значительная нагрузка.
— Как Вы пытаетесь противодействовать росту цен на сырье и материалы?
— А как этому можно противодействовать силами ТМХ, если мировые цены на металлы по ряду позиций поднялись от 70 до 100 с лишним процентов? По большому счету никак. Можем вести переговоры, по определенным позициям действует формульное ценообразование, есть элементы хеджирования, но развернуть глобальный тренд в ближайшее время не удастся.