Уже на протяжении многих десятилетий наше общество претерпевает глобальные изменения. Создание информационных технологий, их развитие поставили новые задачи перед человечеством. Информационные технологии проникли во все сферы жизни нашего общества и, в том числе, и в аксиологическую сферу. Не осталась в стороне и сфера юридической деятельности, которая до этого времени являлась довольно консервативной и не приемлющей каких-либо нововведений. К сожалению, по мнению некоторых экспертов, юридические компании и отдельные юристы, которые не будут принимать новые технологии, останутся на периферии рынка юридических услуг. Однако существует мнение, что искусственный интеллект не сможет полностью заменить юриста, ведь уровень внедрения искусственного интеллекта при помощи информационных технологий на данном этапе развития общества составляет не более 30 процентов, а оказание юридических услуг при помощи информационных технологий и вовсе не достигает и 5 процентов. Все это влечет трансформацию ценностной составляющей специалиста юридического профиля.
Однако Legal Technology или сокращенно LegalTech все чаще стало звучать в юридическом сообществе. LegalTech — это разнообразные программы, оптимизации процессов работы специалистов в сфере юридической деятельности.
Говоря про использование информационных технологий, можно выделить несколько направлений. Во-первых, это создание сервисов справочных правовых систем, таких как «КонсультантПлюс», «Гарант», Caselook и т. д. Данные системы содержат в себе большой объем правовой информации.
В качестве второго направления можно назвать автоматизацию типовых юридических услуг и создание юридических онлайн-сервисов для консультации граждан. Также уже не является новшеством переход системы правосудия в онлайн, а также создание решений с помощью искусственного интеллекта.
Какие же изменения юридической деятельности и трансформацию ценностей специалистов мы можем наблюдать на данном этапе? Всем известно, что одной из рутинных задач в юридической деятельности является поиск, отбор информации и составление типовых документов. Однако благодаря искусственному интеллекту данную проблему постепенно удается решить и автоматизировать. Так, например, британское бюро по расследованию крупных финансовых махинаций Serious Fraud Office SFO приняло на работу робота, в обязанности которого входит отбор необходимой информации, ее структурирование, подготовка систем выводов, то есть вся та работа, которой до этого занимался следователь. Впервые робот был использован в расследовании дела крупной компании, которая занимается производством автомобилей. В результате данной практики робот помог изучить порядка 30 миллионов документов, в среднем обрабатывая 600 тысяч штук в день. Если сравнивать со специалистом юридического профиля, то у них на данную работу ушли бы месяцы. В российской практике также существует подходящий пример. Компания «Мегафон» запустила сервис, который способен проверять документацию, связанную с госзакупками, что позволяет участвовать в торгах без помощи юриста. За один час работы данный сервис может проверить документы и если необходимо, сформировать жалобу и отправить ее в ФАС. Все это робот выполняет в четыре раза быстрее, чем человек.